6 фраз, по которым сотрудник ГИБДД сразу поймет, что перед ним водитель с опытом

Наверное, каждый из нас понимает, как вести диалог с сотрудниками ГИБДД и других подобных органов, и, скорее всего, много раз это делал. И все-таки лучше вспомнить простые фразы, которые помогут быстро поставить на место даже самого дерзкого и напористого инспектора.

Мы разделили фразы на группы согласно тому, какой категории водителей и в каких случаях они могут помочь.

Категория “Водитель без опыта”

Формулировка: “Предлагаю обращаться друг к другу на “Вы””

Сложность: одна звезда

Навыки: не так давно получил водительское удостоверение, прекрасно разбираюсь в ПДД

Общаться с водителем на “ты” сотрудник ГИБДД может, если видит перед собой человека намного моложе его самого. Фамильярничать направо и налево с вами, конечно, не будут, но будто случайно использовать в разговоре несколько развязных фраз – это легко. Это такой психологический прием для подчеркивания собственной значимости и полного контроля над положением вещей. Вам, как водителю, нужно сразу дать блюстителю порядка понять, что вы согласны выполнять его подкрепленные законом требования, с уважением относитесь к правам, которыми наделило его государство, однако и он в свою очередь должен уважать вас как человека с российским гражданством и плательщика налогов.

Категория “Продвинутый водитель”

Формулировка: “Я включил камеру”

Сложность: две звезды

Навыки: не сомневаюсь, что нарушений не было, поскольку отлично разбираюсь в законодательстве

Сотрудник ГИБДД – человек, далекий от публичности, поэтому общаться на камеру ему не нравится. Однако и запретить вам вести съемку он не может по закону. Если блюститель порядка действует без превышения своих полномочий, опасаться ему нечего. Однако и вам не стоит перегибать палку. В наши дни водители часто практически при любом контакте с инспектором сразу включают камеру, начинают говорить какой-то бред и тем самым провоцируют сотрудника ГИБДД на неправомерные действия. Зачастую они это делают не для того, чтобы защитить свои права, а для того, чтобы выложить провокационное видео в интернет. Если у вас именно такие цели, будьте готовы к тому, что и инспектор будет относиться к вам соответствующим образом.

Формулировка: “Секунду, я прочитаю эту статью ПДД в интернете”

Сложность: две звезды

Навыки: не сомневаюсь, что нарушений не было, поскольку отлично разбираюсь в законодательстве

Это вполне адекватная и обоснованная просьба водителя. Вернее, рекомендуется лучше изучить и понять, в чем вас обвиняют и какое за это предусмотрено наказание, перед подписанием каких-либо документов. Отличная идея – использовать для этого мобильный гаджет и Google.

Категория “Профессиональный водитель”

Формулировка: “Я сейчас свяжусь с дежурной частью и приглашу сюда ответственного”

Сложность: три звезды

Навыки: разбираюсь в собственных правах/обязанностях, признаю их наличие у собеседника

Этот способ общения с инспектором мы советуем использовать только в крайних случаях, когда договориться с ним совсем не получается и вы осознаете, что он действует не в рамках закона. При этом нужно просто записывать все, что происходит, на камеру. Это позволит вам иметь при себе прямые доказательства, которые можно будет приложить к жалобе.

Е. Шмелев, адвокат:

“Обращение к собеседнику на “ты” нужно сразу же пресекать. В публичных местах блюститель порядка не имеет права разговаривать с вами в подобном ключе.

Кроме того, вы вправе попросить дать вам немного времени на то, чтобы вспомнить правила дорожного движения либо связаться с адвокатом. Обосновывайте свои действия тем, что вы желаете правильно записать свои объяснения по факту нарушения или на отдельном листе, или в протоколе.

А если вам пришлось иметь дело с совсем уж буйным сотрудником ГАИ, главное сами не преступайте закон: поддерживайте спокойный тон разговора, не ведитесь на провокации, записывайте все, что происходит, на камеру”.

Формулировка: “Конечно, я все прекрасно осознаю. Оформляйте протокол”

Сложность: четыре звезды

Навыки: разбираюсь в собственных правах/обязанностях, признаю их наличие у собеседника

Сперва может показаться, что это очень странная формулировка для списка, способного спустить на землю желающего навариться инспектора. Однако именно она помогает решить зараз две проблемы.

Во-первых, вы между делом объясняете сотруднику ГИБДД, что не торопитесь, поэтому согласны на соблюдение всех формальностей при оформлении нарушения и никаких “договориться на месте” просто не может быть. Эта формулировка особенно действенна, если вас хотят ненавязчиво заставить отказаться от медицинского освидетельствования, руководствуясь якобы наличием признаков употребления алкоголя.

Во-вторых, необходимо настойчиво просить составить протокол, чтобы инспектор не смог выехать на ваших пробелах в знании законодательства. В протоколе сотрудник ГАИ должен указать конкретное нарушение правил дорожного движения и установить наказание согласно статье Административного кодекса России. Однако далеко не за каждое нарушение ПДД предусмотрено наказание из этого кодекса.

 

С. Радько, адвокат движения автомобилистов “Свобода выбора”:

“Сотрудник ГИБДД прекрасно осознает, что при вашем отказе от медицинского освидетельствования он будет вынужден сопроводить вас в больницу. Если экспертиза покажет, что у вас опьянения нет, то он просто потратит впустую несколько часов своего времени.

Помимо этого, есть несколько нарушений, за который блюститель порядка может только лишь отчитать водителя без назначения ему наказания. Водители часто не в курсе подобных моментов, поэтому их можно легко спровоцировать на дачу взятки”.

Категория “Водитель уровня Бог”

Формулировка: “Я напишу в протоколе, что с нарушением не согласен, при разборе дела мне нужен адвокат”

Сложность: пять звезд

Навыки: осознание прав и обязанностей своих и собеседника; понимание того, на какие именно статьи Административного кодекса России можно опираться во время беседы с блюстителем порядка

При использовании этой формулировки вам нужно не то, чтобы соблюдать морально-этические нормы, а, скорее, хорошо понимать то, как работает правовая система в России. Если точнее: есть несколько составов правонарушений, которые могут рассматривать все инспекторы, а не только их руководители (к примеру, остановка либо стоянка под запрещающим знаком, отсутствие ОСАГО, нарушение скоростного режима и проч.).

Именно на процессуальных нюансах и можно сакцентировать внимание, если нарушение все-таки было. “Если сотрудник ГИБДД оформляет постановление об административном правонарушении и прикрепляет к нему соответствующий протокол, в нем можно просто сделать простую приписку: “С нарушением не согласен, при разборе дела мне нужен адвокат”, — рассказывает С. Радько. — Это говорит о том, что вы ходатайствуете о помощи адвоката. После этого блюститель порядка должен ходатайство рассмотреть и вынести определение, чего он, понятно, никогда не делает и не дает вам воспользоваться правом на защиту”. Судебные органы при рассмотрении таких дел обычно руководствуются нарушением процедуры регистрации правонарушения и тем фактом, что водителю не был предоставлен адвокат. В итоге постановление утрачивает свою силу.

 

И. Лебедева, консультирующий психолог:

“Каждый человек может находиться в одном из трех эго-состояний – внутренний Взрослый, внутренний Ребенок и внутренний Родитель. Общение с сотрудником ГАИ имеет деловой характер с позиции двух взрослых людей. Водитель не должен повышать голоса во время разговора, ему нужно держаться уверенно, рассуждать логично и держать под контролем собственные эмоции.

Понять, что инспектор пытается навязать вам штраф за какое-либо правонарушение, хотя вы ничего противозаконного не делали, можно, если ваш собеседник: избегает прямого визуального контакта, держит руки за спиной либо при общении с ним у вас возникает ощущение, будто вас ругает и наказывает мама или папа. Это может быть уловкой, воздействующей на внутреннего Ребенка водителя для того, чтобы у него появилось чувство вины.

Если вы сомневаетесь, что инспектор действует правомерно, не пожалейте пары минут на поиск нужного правила дорожного движение в интернете. Это лучше, чем тратить силы и нервы на разговор на повышенных тонах.

К слову, манипулировать может и сам водитель, на самом деле нарушивший правила и желающий избежать наказания (“я был не в курсе, нарушения не было” и проч.). Общаясь с позиции внутреннего Ребенка, водитель может обратиться к внутреннему Родителю сотрудника ДПС в надежде на жалость и снисхождение. Уловка может сработать, а может, напротив, вызвать злость у инспектора. Если нарушение действительно имело место быть и штраф в этом случае справедлив, не допускайте паники и спокойно общайтесь с собеседником”.

Чего опасаются неопытные водители большегрузов

А. Ивахненко начал работать водителем большегруза несколько недель назад. Сперва у дальнобойщика-новичка возникали сложности: сибирские морозы зимой не каждому по нраву, а газомоторный КамАЗ, на котором работает Александр, — грузовик “с характером”.

В собственном видеоблоге водитель перечислил типичные проблемы, избежать которых ему не удалось.

— Хочу рассказать, с какими проблемами мне пришлось столкнуться на первых порах, какие знания я приобрел, какие есть страхи и опасения, чего я стараюсь избежать.

Прежде всего, это гололед – в особенности, когда едешь холостым ходом либо перевозишь всего пару тонн. В таких условиях грузовик движется неуверенно, его заносит. Не так давно я двигался без груза до стоянки и чувствовал, что тягач едет как обычно, а прицеп – боком, будто его заносит на обочину.

Двигаясь с грузом, я чувствую уверенность, но все равно поддерживаю скорость на уровне 65-70 км/ч. Другие водители гоняют только так, 85 км/ч минимум.

Однако мои коллеги, с которыми я разговаривал по рации, дают совет: нет уверенности – не разгоняйся сильно. С их слов: “дорожные условия, конечно, для всех одинаковые, но мы уже опытные и в экстренном случае сможем быстро исправить ситуацию”.

Я и сам знаю: грузовик, груз, моя жизнь и жизнь других водителей дороже всего. Я лучше приеду с опозданием, сообщу логисту, что условия не позволяют двигаться быстрее.

Гололед бывает не всегда, конечно. Иногда, когда трасса чистая, я намеренно снижаю скорость, а потом резко жму на газ. Если колеса шлифуют трассу, значит гололед есть. Бывает, едешь по хорошей трассе, а затем попадаешь в открытую местность, к примеру, в поле, и там, где есть снежные заносы, скорее всего, будет гололед.

Колея. Иногда движешься по ровной трассе и внезапно попадаешь в колею. Как поведет себя машина? Может, и не встречную полосу выскочит. Колея – это серьезная вещь, с ней нужно быть внимательным, в особенности, если она приличной глубины.

Двигаться по сухой трассе на машине с грузом – просто чудо. Грузовик едет ровно, его никуда не заносит. По сибирским дорогам, по сути, едешь вообще без проблем, здесь равнинная местность, трасса ровная, покрытие качественное – не езда, а удовольствие одно.

Еще одна проблема, с которой я столкнулся – базы. Туда, где не расчищено, лучше вообще не соваться. Я советую встать где-то на обочине, пройтись пешком, посмотреть, как и куда заезжать, к каким воротам подъезжать.

Я не раз заезжал на базы, и выяснялось, что или въезжать нужно не с этой стороны, или еще какая-то проблема есть. При этом выезжать приходится задним ходом – то еще удовольствие! Грузовик длиной 16 м, и хоть я езжу уже 15 дней, правую сторону не чувствую. Кажется, что по габаритам все проходит, уже приблизительно знаю радиус, но чувствую, что могу кого-нибудь задеть.

Иногда при разворачивании либо езде задом я выхожу из машины и смотрю, правильно ли двигаюсь. Я лучше потрачу лишнюю минуту, но буду точно знать, что никого не задену.

На стоянках: где не расчищено – не нужно лезть в самый центр, лучше встать так, чтобы потом было удобно выезжать. На стоянках, как правило, есть работники, который интересуются, когда ты выезжаешь, и показывают, где лучше встать.

Как чувствует себя КамАЗ на дороге? Его заносит. Даже не ровной трассе все время приходится его ловить. Не бывает так, чтобы сел, взял баранку и ровно едешь. Тем не менее я доволен этой машиной: организация, где я числюсь, дает доплату на вождение газомоторного грузовика, поэтому за смену набегает приличная сумма.

Работа в зимний период, по сути, не доставляет особых проблем, если есть уверенность в себе. В это время года удается сразу же почувствовать грузовик. Сперва столкнешься с трудностями – потом будешь знать, как себя вести в таких ситуациях.

На погрузке и выгрузке: лучше на них присутствовать, в особенности, если груз ценный, чтобы в будущем с вас же не спросили. Если работники склада что-то уронят либо повредят, а водитель при этом будет находиться в машине, то ему, конечно, никто ничего не будет говорить. Нужно помнить, что это – деньги, они любят счет, а я работаю здесь, чтобы получать их, а не терять.

Касательно транспортной организации: все крупные фирмы обещают приблизительно одинаковые зарплаты и условия работы. Я – неопытный водитель, и меня пока все устраивает. Другие водители рассказывают, что зарплату не задерживают и не удерживают за малейшую ошибку, суточные я уже получал, автомобиль дают, рейсы дают, с логистом хорошие отношения, простоев нет.

Я уже наездил 12000 км, и с машиной пока все в порядке. Однажды табло отключилось, я массу включил-выключил, потом все стало как прежде. Еще лампочку менял в противотуманке.

Кто скоро выезжает в первый рейс – берите с собой как можно больше наличных денег. Почти все стоянки берут исключительно наличку, хотя где-то возможна оплата и по карте. Банкоматов по дороге не так много, поэтому наличные обязательно нужно брать с собой.

Работа меня пока устраивает. Вот погода бы еще не подводила! Снег и гололед уже порядком надоели, но это особенность работы дальнобойщика – без этого никак.

Что дает опытным автомобилистам подвешивание в гараже теннисного мяча

Еще во времена Советского Союза многие водители тестировали интересные способы, позволяющие проще управлять автомобилем и обслуживать его. Яркий пример того – подвешивание на веревке в гараже теннисного мяча.

Ни для кого не секрет, что зачастую парковка в своем гараже становится настоящей проблемой для автомобилиста, в особенности, если в помещении мало места, а владелец транспортного средства имеет недостаточно водительского опыта. При этом важно оставить довольно много места сбоку и сзади машины, чтобы случайно ее не повредить при маневрировании.

Это сегодня на многих новых моделях автомобилей предусмотрены специальные датчики парковки, которые значительно упрощают задачу. Однако в былые времена таких полезных функций на машинах не было, и изобретательные водители были вынуждены искать нестандартные решения задачи своими силами.

Одно из таких решений заключалось в следующем. При постановке автомобиля в гараж в первый раз его собственнику был нужен своеобразный помощник, который подсказал бы маневры для удобного размещения транспортного средства внутри помещения.

После удачного размещения машины в гараже к его потолку подвешивался теннисный мяч так, чтобы он находился на уровне лобового стекла. Этот простой способ позволял в будущем ставить автомобиль в гараже на оптимальное место.

Грядут большие перемены: чего ожидать перевозчикам в наступившем году

 

В наступившем году сферу перевозок ждут большие перемены. Перевозчикам стоит ожидать ужесточения весогабаритного контроля, повышения тарифов системы “Платон” и наступления прочих значимых событий.

Основные изменения, которые ожидаются в сфере перевозок:

— рост тарифов системы “Платон”;

— продолжение расширения автоматизированных систем весогабаритного контроля;

— фиксация размеров штрафов за превышение допустимых весогабаритных показателей;

— возможное ужесточение весового контроля;

— введение штрафов для физических лиц за отсутствие тахографов;

— повышение цен на новые большегрузы;

— возможное разрешение страхования ответственности для перевозчиков и экспедиторов;

— проведение более сложных экзаменов и рост тарифов на прохождение медицинской комиссии;

— заказ номеров и переход на электронные ПТС.

Вероятнее всего, самым важным событием 2019 г. стало распространение режима труда и отдыха на физлиц, у которых в собственности находятся большегрузы. Понятно, что были и другие значимые изменения – к примеру, рост тарифов системы “Платон” либо внесение на рассмотрение Государственной думы проекта закона о реестрах перевозчиков. Но корректировки, внесенные в законы о тахографах, обсуждались чаще всего, и здесь нет ничего удивительного: по информации от компании «РТ-Инвест Транспортные Системы», свыше 60% большегрузов в РФ находятся в собственности у физлиц.

В прошлом году власти, наконец, решили одну из основных проблем 2018 года – повышение стоимости бензина. Не так давно заместитель премьер-министра Д. Козак уверял представителей прессы, что причин для резкого роста цен на бензин в ближайшем будущем нет.

Но в наступившем году затраты перевозчиков все же возрастут – как и тарифы “Платона”, размеры штрафов и ставки утилизационного сбора.

 

Рост тарифов системы “Платон”

С 01.02.20 г. стоимость проезда по федеральным автодорогам увеличится на 16 коп. Решение об увеличении тарифа до 2,2 руб./км власти приняли в середине 2019 г. Очередная индексация тарифа “Платона” произойдет в конце зимы следующего года.

Летний рост тарифа перевозчики восприняли без большого энтузиазма. Сотрудники крупных организаций, к слову, заметили, что сведения о датах запланированных индексаций помогают им своевременно вести учет издержек при планировании расходов.

В настоящее время отраслевые компании инициируют освобождение от “Платона” газомоторных большегрузов, однако пока это предложение находится на этапе рассмотрения. В наступившем году рассмотрение инициативы продолжится, однако она вряд ли будет реализована: льготные условия для собственников газомоторного транспорта не одобряет Министерство транспорта. И ведомство все же можно понять – так как на первых порах система разрабатывалась для возмещения ущерба, который наносится дорожным покрытиям тяжеловесными большегрузами, а газомоторные модели наносят вред полотну автотрасс не меньше, чем остальные.

 

Продолжение расширения автоматизированных систем весогабаритного контроля

В наступившем году на трассах России увеличится количество автоматизированных пунктов весогабаритного контроля. На федеральных трассах оборудуют примерно десять новых пунктов, на местных – не меньше пятидесяти.

Судьба комплексов весового контроля на федеральных автодорогах зависит от концессионного соглашения на внедрение системы, до сих пор, кстати, не подписанного. Вполне вероятно, что в наступившем году концессионер федеральной автоматизированной системы весогабаритного контроля наконец станет известен. Претендуют на это оператор “Платона”, фирма «РТ-Инвест Транспортные Системы» и “Ростелеком”.

 

Фиксация размеров штрафов за превышение допустимых весогабаритных показателей

В настоящее время размеры штрафов за перегруз или негабарит для физлиц и юрлиц сильно различаются: частные лица платят намного меньше, чем компании. Помимо этого, штрафы имеют “вилки” — наибольшее и наименьшее значения. В будущем ожидается уравнение штрафов за перегруз: их будут платить собственники транспорта независимо от формы владения, а “вилка” перестанет существовать – произойдет фиксация сумм. Новый размер штрафов уже известен:

— превышение допустимых весовых показателей на 2-10% — 100000 рублей;

— превышение допустимых весовых показателей на 10-20% — 250000 рублей;

— превышение допустимых весовых показателей на 20-50% — 350000 рублей;

— превышение допустимых весовых показателей на 50% и больше — 400000 рублей.

Регламентирующий это проект закона был одобрен в первом чтении. В том, что когда-то его подпишет глава государства, сомнений нет – уравнять штрафы для физлиц и юрлиц настойчиво предлагает Конституционный суд. Однако дата все еще не известна: корректировки могут начать действовать в наступившем году, а могут и в следующем – в одно время с новой версией российского Кодекса об Административных Правонарушениях.

 

Возможное ужесточение весового контроля

Осенью прошлого года представитель транспортного ведомства заявил о том, что скоро за весогабаритный контроль на федеральных автодорогах будет нести ответственность Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (в регионах – региональные органы исполнительной власти). Проект закона, регламентирующего это, сейчас обсуждают власти.

Некоторое время назад Федеральная служба по надзору в сфере транспорта резко усилила контроль над перевозчиками, которые игнорируют систему “Платон”, и повысила собираемость штрафов за неоплату пользования федеральными автодорогами. Скорее всего, и в случае с весогабаритным контролем Ространснадзор может сильнее “закрутить гайки”.

Тем не менее, вопрос о принятии этого проекта закона в наступившем году также пока не решен: в Министерстве экономического развития Минтрансу посоветовали не спешить и оценить возможность введения запланированных корректировок в одно время с новой версией российского Кодекса об Административных Правонарушениях.

 

Введение штрафов для физических лиц за отсутствие тахографов

Транспортное ведомство предоставило физлицам, которые владеют большегрузами, отсрочку на оснащение своих автомобилей тахографами. В наступившем году ее сроки истекут. Как известно, они привязаны к экологическому классу транспорта.

Большегрузы весом свыше 12 т. необходимо оснастить тахографами:

— до 01.03.20 г. — при неопределенном экологическом классе;

— до 01.06.20 г. — при экологическом классе Евро-3 либо ниже;

— до 01.09.20 г. — при экологическом классе Евро-4 либо выше.

Среднетоннажные (3,5-12 т.) большегрузы с неопределенным экологическим классом необходимо оборудовать тахографами до начала зимы этого года.

 

Повышение цен на новые большегрузы

Рост цен на новые большегрузы – ожидаемое последствие роста ставки утилизационного сбора. В сфере грузового транспорта стремительнее всего будет расти ставка для автомобилей категории №2 (12-20 т.) — она увеличится на 66,8%. Изготовителям, которые заключили специальный инвестиционный контракт, власти возместят часть издержек, однако, как предполагается, в наступившем году объем государственной поддержки не будет значительным. Это говорит о том, что роста цен на новые большегрузы избежать не удастся.

 

Возможное разрешение страхования ответственности для перевозчиков и экспедиторов

В настоящее время в законах не предусмотрено страхование ответственности перевозчиков и экспедиторов. В то же время недобросовестные страховые агентства ее до сих пор страхуют, выставляют компаниям счет, а потом – когда наступает страховой случай – не выплачивают положенную сумму, ссылаясь на законодательство.

Проект закона, который легализует этот тип страхования, уже одобрен в первом чтении в Государственной думе. Скорее всего, в наступившем году его примут окончательно.

 

Проведение более сложных экзаменов и рост тарифов на прохождение медицинской комиссии

С 01.10.20 г. экзамены в ГИБДД ждет изменение, предусматривающее объединение “площадки” и “города” в одно испытание. Сотрудник инспекции будет в праве требовать выполнения характерного для “площадки” элемента в городе. На теоретическом экзамене будут задавать больше вопросов. Помимо этого, те, кто не сдал экзамен, смогут обжаловать результаты тестирования.

Процесс получения медицинской справки тоже усложняется: с 01.07.20 г. в список традиционных процедур попадут анализы на хроническую алкогольную зависимость и наркоманию. Изменения должны были начать действовать в конце осени прошлого года, но тогда глава государства раскритиковал это предложение, сославшись на дороговизну анализов. Министерство здравоохранения пообещало устранить эту проблему.

 

Заказ номеров и переход на электронные ПТС

С начала этого года все, кто купил новую машину, могут поставить ее на учет прямо в дилерском центре. Помимо этого, номера теперь можно заказывать самостоятельно, у частной компании. До этого предполагалось, что выдавать номерные знаки будут только частные организации, но не во всех российских областях удалось найти бизнесменов, принявших решение торговать автомобильными номерами.

01.11.20 г. в РФ должен произойти переход на электронные ПТС. Если не возникнет никакой задержки (а такое уже было и не раз), то начиная с этого дня собственникам транспортных средств будут выдаваться лишь электронные паспорта; документы на бумаге получить уже будет невозможно. ПТС на старые машины все еще будут действовать: разрешены как их оставление в первоначальном виде, так и обмен на новые.

Во время техосмотра будут проверять тахограф и регистрировать режим труда водителя

Бывший премьер-министр России подписал правительственное постановление 30.09.19 г. № 1276, вносящее корректировки в Правила проведения техосмотра транспорта.

В настоящее время, как гласит п. 4 Правил, во время технического осмотра запрещена проверка конструктивных элементов, не предусмотренных на автомобиле на момент начала его использования.

Документ предусматривает уточнение: “кроме наличия тахографа либо средства контроля регистрации режима труда и отдыха водителей транспорта, регламентированного Европейским соглашением, который касается деятельности экипажей автомобилей, выполняющих международные перевозки на автотранспорте”.

Кроме того, были определены стандарты, которым должны соответствовать тахографы. Так, они должны иметь пломбу и настройку, выполненную не позднее трех лет с момента подачи автомобиля на плановый технический осмотр, осуществлять вывод на печать сведений о данных регистрации машины, № программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства, настоящих дате и времени.

Как известно, 01.10.19 г. вступили в действие новые штрафные санкции, предусмотренные за невыполнение требования по оснащению транспортных средств тахографами.

Система “Эра-Глонасс” помогает спасать до 4000 человеческих жизней ежегодно

 

Работа системы “Эра-Глонасс” ежегодно способствует спасению до 4000 человек, которые попали в дорожные аварии. Об этом на днях рассказал специальный представитель главы российского государства по вопросам охраны природы, экологии и транспорта С. Иванов на 9-м Международном конгрессе “Эра-Глонасс”.

По словам Иванова, подсчет человеческих жизней – дело довольно сложное. Однако, по оценкам экспертов, работа системы “Эра-Глонасс” обеспечивает спасение 3000-4000 человеческих жизней ежегодно.

Чиновник сообщил, что сегодня примерно 4,6 миллионов машин оснащены тревожными кнопками. Так, за прошлый год система приняла около 26000 вызовов, из них 17000 – в автоматическом режиме. Это говорит о том, что водители, которые попали в дорожные аварии, были при этом в бессознательном либо критическом состоянии.

Федеральная автоматизированная система “Эра-Глонасс” позволяет быстро получать данные о дорожно-транспортных происшествиях. Система автоматически выходит на связь с оператором сразу после ДТП для направления помощи и помогает водителю обратиться в службу поддержки, если это будет необходимо.

В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза “О безопасности колесного транспорта”, действующим с 2017 г., все производимые и ввозимые в РФ машины должны быть оборудованы средствами системы “Эра-Глонасс”.

В КНР создан достойный аналог GPS и ГЛОНАСС

 

В КНР полностью завершен процесс установки ключевых компонентов глобальной системы навигации “Бэйдоу”. Такую информацию предоставило известное информагентство, ссылающееся на слова руководителя Управления спутниковыми системами навигации Китая Ж. Чэньци.

Специалист сообщил о завершении процесса настройки ключевых параметров китайской глобальной системы навигации “Бэйдоу”. В прошлом году посредством 7 ракет запустили десять космических аппаратов. Формирование спутниковой системы Бэйдоу-3 на средневысокой околоземной орбите полностью завершилось. Это говорит о том, что процесс установки ключевых компонентов системы навигации “Бэйдоу-3” можно считать завершенным.

Чэньци утверждает, что летом текущего года будут запущены еще 2 космических аппарата. После этого “Бэйдоу” будет считаться полностью сформированной.

Эксперт также рассказал о том, что обслуживание на основе глобальной системы навигации КНР “Бэйдоу” имеет спрос в 120 государствах и регионах планеты.

Во второй декаде последнего месяца прошлого года в КНР с успехом запустили 2 космических аппарата системы. Как отмечал в то время ведущий конструктор “Бэйдоу” Я. Чанфэн, это событие стало свидетельством благополучного завершения процесса вывода всех 24 космических аппаратов сети на среднюю околоземную орбиту и окончания работы по формированию главного спутникового созвездия в пределах данной группировки.

“Бэйдоу” является разрабатываемым КНР глобальным комплексом навигации, который будет считаться достойным аналогом GPS (США) и ГЛОНАСС (Россия). Как ожидается, в наступившем году “Бэйдоу” будет оказывать обслуживание в области навигации потребителям из всех уголков планеты.

“ЭРА-ГЛОНАСС” будет контролировать температуру, при которой перевозятся скоропортящиеся грузы

 

Систему экстренного реагирования при аварийных ситуациях привлекут к выполнению задач по отслеживанию температурного режима доставки продукции. 25.12.19 г. федеральный оператор государственной АИС “ЭРА-ГЛОНАСС” (АО “ГЛОНАСС”) и Ассоциация операторов рефрижераторного транспорта заключили договор о совместном участии в стартовой программе по разработке системы отслеживания грузовых перевозок и контролю над соблюдением рекомендуемой температуры доставки скоропортящихся продуктов.

Глава Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава М. Синев в одном из интервью заявил, что дорожная карта программы по организации эксперимента по поддержанию оптимального температурного режима перевозки продуктов была согласована российскими властями и начинает действовать в начале весны текущего года. Реализация этого проекта обеспечит возможность отслеживания температурного режима доставки продуктов на железнодорожном транспорте. Это будет способствовать повышению качества грузов благодаря усиленному контролю и, следовательно, обеспечит выполнение правил доставки скоропортящейся продукции.

По информации от одного известного издания, которая была им получена от оператора, стартовый запуск проекта не ограничивается территорией определенных регионов и будет действовать на всей российской территории. В компании уточнили, что стартовый проект будет касаться прежде всего перевозки рыбной продукции, по этой причине груз проследует по маршруту, проходящему через всю Россию: Владивосток-Москва – ключевой из них.

Если говорить о вспомогательном оборудовании, то в дорожной карте пилотного проекта в настоящее время список используемого оборудования ограничений не имеет. Оператор объяснил, что огромное значение имеет выполнение этим оборудованием функций получения и передачи в АИС имеющихся показателей. Некоторые операторы подвижного состава уже имеют подобное оборудование, следовательно, никакая дополнительная установка не требуется.

По количеству транспорта, оснащенного рефрижераторными установками, который примет участие в стартовом проекте, точных сведений на данный момент не получено.

К 2026 г. спутники “Глонасс” будут изготавливаться полностью из отечественных запчастей

Переход на космические корабли “Глонасс”, состоящие только из российских запчастей, произойдет гораздо раньше – не через десять, а через шесть лет. Такое заявление сделал гендиректор предприятия “Информационные спутниковые системы” им. ак. М. Ф. Решетнева” Н. Тестоедов.

Весной прошлого года руководитель центра цифрового развития Роскосмоса К. Шадрин сообщил, что через шесть лет космические корабли “Глонасс” должны состоять из запчастей иностранного производства не более чем на 10%, а через одиннадцать лет они уже на 100% должны состоять из запчастей российских производителей.

Издание, которое выпускает АО “Информационные спутниковые системы” им. ак. М. Ф. Решетнева”, опубликовало заявление гендиректора, касающееся того, что в рамках выполнения поставленной задачи предприятия с 2026 г. космические аппараты “Глонасс-К2”будут производиться исключительно на основе российских комплектующих.

До начала действия санкционной политики против России спутниковые средства “Глонасс” на 68% состояли из иностранных комплектующих, а в текущее время – лишь на 12%.

В настоящее время орбитальная группировка отечественной глобальной спутниковой системы навигации ГЛОНАСС состоит из 28 кораблей (2 из них — “Глонасс-К”, остальные — “Глонасс-М”), из которых 22 выполняют свои непосредственные функции, один состоит в орбитальном резерве, с одним проводятся летные проверки, три проходят техобслуживание, один готовят к началу использования.

Космические корабли последней версии “Глонасс-К” и “Глонасс-К2” имеют отличия от спутника предыдущей версии “Глонасс-М”, выражающиеся в увеличенном количестве излучаемых навигационных сигналов (5 – у спутников предыдущего поколения, 7 и 9 – у аппаратов последнего поколения) и увеличенной продолжительности службы (7 и 10 лет соответственно).

Как рассказал известному изданию сотрудник Российской Академии космонавтики имени Циолковского, кандидат технических наук А. Ионин, в полном переходе на российские запчасти по действующим программам пока нужды нет. Специалист считает, что необходимо сакцентировать внимание на отдельных самых важных программах, где на самом деле иностранные запчасти использовать нельзя – ядерное оружие и его носители, государственная связь. По другим проектам следует сотрудничать с государствами-партнерами.

Перспективы развития в 2020: улучшение рабочих показателей GPS

Полковник Д. Клэкстон

Старший по объединению программ координатно-временного и навигационного обеспечения, Центр космических и ракетных систем американских Военно-воздушных сил

Вот уже четыре десятилетия глобальный спутниковый комплекс навигации GPS по праву считается настоящим эталоном в сфере координатно-временного и навигационного обеспечения не только для американских граждан, но и всей планеты. Сегодня эта система настолько прочно вошла в жизнь каждого из нас, что мы это просто перестали замечать. Кроме того, большинство людей на нашей планете считает, что система GPS находится в постоянном доступе, как и, к примеру, электричество либо вода в кране, и это само собой разумеется.

Однако эта доступность системы GPS – результат сложнейшей работы, выполняемой Управлением программы GPS, а также организациями-партнерами. В следующие 1,5-2 года предположительно будут поэтапно улучшаться эксплуатационные характеристики всех элементов обновленной системы GPS III, разрабатываемых в период с 2007-2009 по 2019 гг. Учитывая все корректировки, вносимые в структуру Центра аэрокосмических и ракетных систем (начало использования SMC 2.0), можно утверждать, что программу GPS в очень скором времени ожидают глобальные перемены. Далее разберем самую свежую информацию по всем элементам программы.

 

Сведения о стадиях выполнения программ

  1. GPS III

В части космического компонента обновленной системы GPS были с успехом решены задачи, определенные в 2018 г. Космический аппарат SV01 “Веспуччи” был запущен 23.12.18 г. в интересах каждого, кто имеет непосредственное отношение к GPS. Специалистам, разрабатывавшим систему GPS III, посчастливилось реализовывать данный проект совместно с лидерами рынка. Орбитальная проверка этого спутника закончилась в середине лета прошлого года. Ее итоги стали подтверждением соответствия заявленных изначально показателей действительности. С наступившего года контролировать и управлять космическим аппаратом SV01 будет 14-я воздушная армия американских Военно-воздушных сил, а не SMC. После этого будут проведены летные испытания спутника, а эксплуатировать его начнут в середине весны текущего года.

Космический аппарат SV02 “Магеллан” отправили на орбиту 22.08.19 г. посредством ракеты-носителя Delta IV Medium фирмы United Launch Alliance – новейшей модели ракет-носителей этого типа. Кораблю удалось достичь заданной высоты, проверочные мероприятия на орбите прошли в первые недели осени. Как ожидается, SV02 станет следующим космическим аппаратом, который начнут эксплуатировать в текущем году.

Космические аппараты SV03 и SV04 были приняты у компании Lockheed Martin 16.05.19 г. и 10.09.19 г. Как ожидается, они будут запущены в начале весны и в середине лета этого года соответственно.

Сложности все же есть – эту область деятельности нельзя назвать простой – но специалисты, создающие GPS III, намерены достичь всех поставленных целей: улучшить и оптимизировать самое крупное производство космических аппаратов в Минобороны, с успехом провести пусковые мероприятия, чтобы повысить рабочие показатели и эффективность системы, обеспечить доступ пользователей к “глобальному” гражданскому сигналу L1C.

 

  1. GPS IIIF

Была начата работа над созданием первых 2-х космических аппаратов GPS IIIF, результаты которой, скорее всего, повторят успех проектирования GPS III. Проект по производству космических аппаратов GPS IIIF в течение 12 месяцев рассматривается ответственными органами. Процедура рассмотрения подойдет к концу в начале весны этого года. Так как производитель Lockheed Martin одновременно изготавливает 2 серии космических аппаратов GPS, важно заметить, что GPS IIIF будет выгодно выделяться за счет значительного сокращения продолжительности сборочных, установочных и проверочных мероприятий за счет усовершенствования серийного выпуска на базе производственного опыта GPS III.

Кроме того, на проекте GPS IIIF основывается предложение SMC по стандартизации совместных решений и процедур для разных проектов в целях улучшения качественных характеристик, ускорения поставок и минимизации расходов. С учетом проектов по приобретению 22 космических аппаратов и сроков поставок в течение пятнадцати лет для программы согласовали стратегию по использованию перспективных технологических решений, а также подготовили почву для совместной работы с Исследовательской лабораторией американских Военно-воздушных сил, чтобы вовремя перейти к новейшим решениям, которые соответствуют будущим потребностям американских Вооруженных сил. Особенно заметен прогресс, который был достигнут GPS IIIF, на пути к повышению основных эксплуатационных показателей и следующим запускам. Первый космический аппарат типа GPS IIIF будет доставлен на орбиту ориентировочно через 6 лет.

 

  1. Наземная система управления последней версии GPS OCX

В течение всего 2019 г. применялись компоненты наземной системы управления последней версии OCX Block 0, чтобы гарантировать контроль над системой в процессе пусковых мероприятий и летных испытаний двух кораблей GPS III SV01 и SV02, проходящих сейчас проверки на орбите, которые будут осуществляться до их присоединения к штатной группировке. Кроме того, подошел к концу процесс разработки программы для OCX Block 1, что гарантировало переход программы с этапа разработки на этап интеграции, проверки, а впоследствии и запуска системы. Инвестиции в программу за 2018 и 2019 годы, нацеленные на ее развитие и улучшение процессов производства, являются результативными и делают возможным проведение измерений в режиме онлайн для принятия решений на основе имеющейся информации и оперативного получения программного кода лучшего качества. В итоге, с OCX больше проблем не возникает. Она превращается в масштабную, сложную программную систему, столкновение которой с некоторыми трудностями и рисками неизбежно. Однако на сегодняшний день мы располагаем всеми нужными средствами для того, чтобы гарантировать стабильность ее рабочих характеристик.

 

  1. Поддержание имеющегося намного комплекса управления GPS

Имеющиеся инфраструктурные возможности наземного комплекса управления GPS OCX стабильно развиваются для того, чтобы поддерживать “эталон” системы в сфере координатно-временного и навигационного обеспечения. Это обеспечит бесперебойную работу системы до использования технологического решения следующего поколения. Самое крупное обновление наземного комплекса управления за все время существования GPS, получившее название Версия 7.5, было проведено весьма успешно. Оно предполагает виртуализацию сети, использование двухфакторной аутентификации, бесперебойное взаимодействие с глобально размещенными наземными станциями и улучшение шифрования полетной информации.

Поскольку было важно снизить вероятность появления возможных угроз и повысить уровень безопасности киберпространства, в качестве платформы отслеживания GPS OCX была введена система кибербезопасности Red Dragon (RDCSS), чтобы объединить информацию, анализировать ее и информировать о любых проблемах. Результатом этого стала разработка производительной и действенной системы для выявления, разбора и составления отчетности об инцидентах, имеющих связь с безопасностью.

Помимо этого, в конце лета прошлого года произошло объединение Red Dragon с системой по обеспечению безопасности киберпространства для компаний космической направленности, что обеспечило создание устойчивого многоуровневого комплекса защиты для сохранения функциональности системы GPS.

 

  1. Навигационное потребительское оборудование

Весь 2019 год американские военные испытывали навигационные платы GPS последнего поколения, позволившие оптимально решать задачи, в которых рассчитываются координаты и время. 1-я плата для военного навигационного потребительского оборудования прошла сертификацию в 2019 г. Сегодня применяются основные технологические решения для создания иных разновидностей плат для GPS-приемников, которые используются разными системами вооружения оборонного ведомства. Результаты этой колоссальной работы стали кульминацией практически 20-летней деятельности по обновлению военного навигационного потребительского оборудования. В скором времени будут применяться платформы, способные взаимодействовать с военным сигналом M-Code – бомбардировщик Б-2 Военно-воздушных сил, универсальная бронемашина JLTV Корпуса морской пехоты, эсминец серии “Арти Бёрк” Военно-морских сил, боевая бронемашина Stryker – для проверки данных технологических решений.

В рамках 2-го этапа развития навигационного потребительского оборудования последнего поколения, который находится на стадии выполнения, будет проведена масштабная работа в сфере определения требований для оружия высокой точности, модульного переносимого устройства, плат и элементов со сниженными параметрами массы и габаритов и потребления энергии. С военным навигационным потребительским оборудованием последней версии оборонное ведомство и все категории войск смогут на протяжение длительного времени эффективно и быстро решать задачи навигации.

 

Проекты     

Объединение функционала обновленных решений GPS III в части базовых американских проектов – главная цель Управления проекта GPS, которое предлагает обслуживание координатно-временного и навигационного обеспечения Вооруженным силам Америки и обычным потребителям. Прямо сейчас дорабатываются планы, объединяются текущие проекты и развивается сотрудничество между проектными командами, чтобы гарантировать стабильное совершенствование и непрерывное оказание высококачественного обслуживания.

 

Проект по подготовке к отправке в космос

Специалисты, отвечающие за отправку космических аппаратов в космос, добились результатов колоссального значения в конце 2018 г. Это было выдающееся достижение первопроходцев. Произошел успешный запуск космического аппарата SV01 GPS III, 1-го спутника последней версии. Центр аэрокосмических и ракетных систем вел сотрудничество со SpaceX для доставки в космос спутникового аппарата SV01 посредством ракеты-носителя Falcon 9. Это стало для SpaceX стартовым запуском спутника для обеспечения государственной безопасности. Аппарат отправили в космос под управлением OCX Block 0, первым действующим компонентом инфраструктуры наземного комплекса управления последнего поколения.

Это выдающееся достижение стало реальным благодаря очень тесному взаимодействию, нацеленности на результат и объединению усилий специалистов из разных команд, отвечающих на все моменты – космические аппараты, полезную нагрузку, отправку на орбиту, контроль, отслеживание сигналов, закупки, использование, контрольные проверки и проч. Сейчас полетом спутника SV01 стала управлять команда подготовки к использованию, однако это не говорит о том, что у команды подготовки к отправке на орбиту теперь мало забот.

В конце лета объединение усилий команд, отвечающих на программу полетов, подготовку к отправке в космос и работе на орбите, сделало возможной доставку на орбиту корабля SV02 с максимальной точностью, и сейчас команда подготовки к отправке в космос вносит корректировки в процесс с учетом имеющегося опыта, так как вскоре, уже в наступившем году, будут запущены еще 3 аппарата. Помимо этого, ведется серьезная работа по созданию программы отправки на орбиту космического корабля GPS IIIF.

 

Проект по подготовке к использованию

Так как 2 аппарата GPS III уже отправлены в космос, настал подходящий момент для реализации проекта по интеграции, который был создан и утвержден в рамках программы модернизации GPS III в 2018 г. К сегодняшнему дню подошел к концу процесс обновления действующего наземного комплекса управления, что обеспечивает управление 1-м кораблем GPS III. Как ожидается, его летные проверки закончатся в первые месяцы текущего года, а введен в работу он будет в середине этой весны. Все участвующие в процессе команды и фирмы выразили свою готовность, и, поскольку обновление действующего наземного комплекса управления подошло к концу, наступило подходящее время для полноценного использования этих аппаратов и демонстрации их расширенных возможностей пользователям. Предполагается, что за несколько месяцев данные возможности пройдут проверку в реальных условиях и будут подготовлены к эксплуатации.

 

Проект по задействованию в работе военного сигнала M-Code

Так как обновление действующего наземного комплекса управления подошло к концу, полноценное использование сигнала M-Code сейчас определяется вводом в действие системы ранней эксплуатации военного сигнала M-Code GPS в наземном комплексе управления, внедрением на глобально размещенных станциях оборудования обслуживания сигналов, типом программы целевого планирования, созданием военного навигационного пользовательского оборудования 1-го этапа, объединением военных платформ и операционализацией наземного пользовательского оборудования для космической эксплуатации. Финальная цель – улучшение способности Объединенного центра космических операций выдавать реакцию на внезапно появляющиеся и склонные к переменам потребности военных пользователей, которые сталкиваются с серьезными врагами. Мы работаем над сохранением совместной работы с представителями Стратегического командования, Космического командования и теми, кто пользуется системой GPS в Вооруженных силах Америки и иных странах.

 

Подведение итогов

Участвовать в реализации проектных решений GPS сегодня – почетно и увлекательно. Власти и исполнители приложили неимоверные усилия для того, чтобы создать условия для объединения и сотрудничества для результативного и стабильного координатно-временного и навигационного обеспечения военных и гражданских потребителей, используя возможности решений GPS III. Мы можем наслаждаться уникальными возможностями современного мира во многом благодаря GPS.