ГЛОНАСС 40 лет: этапы развития, текущие задачи и перспективы развития российской системы спутниковой навигации

2022-й стал для ГЛОНАСС юбилейным. Система спутниковой навигации отметила 40-летие с момента своего первого запуска. Прошедшие десятилетия только подтвердили значение для всего человечества глобальной навигации, использование которой в современном мире стало обязательным элементом успешного социального и экономического роста.

Последующее внедрение услуг, предоставляемых спутниковой навигацией для повседневной жизни, определяется прогрессом космической отрасли системы. Пришло время подвести итоги проделанной работы, а также рассказать о трудностях, сопутствовавших распространению национальной системы навигации.

Результаты работы, значение, круг задач

Навигация по спутникам прочно укоренилась практически во всех направлениях повседневной жизни. Встроенный в мобильник приемник упрощает прокладку маршрута, вышки операторов осуществляют прием сигналов, отправляемых с космоса спутниками, которые обеспечивают синхронизацию во время передачи данных на высоких скоростях. Использование беспилотной сельхозтехники позволяет значительно увеличить производительность обработки земельных участков. Координатное позиционирование обеспечивает координацию действий служб спасения при необходимости экстренного реагирования в случае попадания автотранспорта в ДТП. Решение всех указанных задач становится возможным именно благодаря работе ГЛОНАСС.

Она стала первым проектом, позволившим гражданским потребителям использовать два частотных диапазона. Данный факт послужил поводом для бурного прогресса высокоточных технологий в таких сферах, как АПК, строительство, картография, геодезия и стремительно набирающем популярность сегменте беспилотного транспорта.

На данный момент наблюдается серьезный этап цифровых изменений, которым не обойтись без высокоточной синхронизации каждого процесса, детального моделирования поля деятельности. На все эти запросы ГЛОНАСС готова ответить развитием и использованием новых технологий.

В сфере навигации ГЛОНАСС предоставляет нашей стране независимость, что дает предпосылки к динамичному развитию многих отраслей, укреплению безопасности, научных исследованиях и др.

ГЛОНАСС включает в себя высокотехнологичные агрегаты, способные решать большое количество задач. Одна из систем по поиску и спасению КОСПАС-STARSAT работает на платформе национальных космических аппаратов, обеспечивая тем самым полное покрытие земли в глобальных масштабах. Она уже успела хорошо зарекомендовать себя, помогая сохранить жизни в экстренных ситуациях по всему миру. Национальной системой навигации по праву можно гордиться.

Какую значимость для навигации имеет ГЛОНАСС

Постоянно растущие требования потребителей заставляют развиваться систему ГЛОНАСС, которая становится более точной в навигации. Изначально при установлении координат система давала погрешность порядка 20 м. После разработки усовершенствованного наземного комплекса в 2009 г стал возможным трансфер на эфемеридно-временное обеспечение, работающее по беззапросной технологии. Это обеспечило сокращение погрешности почти в 10 раз (до 2,8 м). Но потребители оценивают точность со своей позиции – насколько точно система выдает координаты. Данный параметр определяется на основании различных параметров – геометрии орбитальной группировки, среды передачи сигналов, условий их приема устройствами пользователя, применение навигационного приемника. В итоге потребители могут определять координаты, используя самую простую аппаратуру, работающую на одной частоте, с погрешностью ниже 10 м. Применение многочастотного аппарата, способного исключать воздействие среды распространения позволяет сократить погрешность определения практически втрое.

Для повышения точности требуется использование функциональных дополнений, позволяющих уменьшить погрешность еще в десятки раз.

Качество оказываемых услуг

Ключевые характеристики, на которые ориентируется работа спутникового навигационного комплекса – точность, помехоустойчивость, доступность, функциональность. Орбитальная система позволяет моментально устанавливать координаты в глобальном масштабе при любой погоде с ранее указанной точностью, если потребитель ведет прием сигнала со спутников, расположенных выше 5° с любых направлений.

Основная масса пользователей интересуется навигацией, способной определять координаты в условиях города с точностью менее 2 м., что означает увеличение предельного угла приема сигналов до 25°. Обеспечить запрашиваемые характеристики позволит проектируемый высокоорбитальный комплекс, разрабатываемый на базе «Глонасс-К».

Способность навигационных установок противостоять помехам приобрела свою актуальность сравнительно недавно. Предпосылки для этого создал рост популярности персональных устройств по маскировке помех. Наиболее простой аппарат, способный работать с мощностью 0,1 Вт при подключении к электросети любого автотранспорта готов подавить поле навигации радиусом до трех метров. Решение задачи заключается во внедрении следующего поколения навигационного оборудования.

Успешность выполнения задач

Главными сферами, превалирующими в практическом применение ГЛОНАСС, по традиции являются связь и телематика. С годами все больше возрастает потребность в оборудовании для оказания геодезических услуг, а также в сфере АПК, где требуются системы автоматического управления сельхозтехникой. Активными темпами развивается строительство, энергетика – впрочем, по своим масштабам они все еще уступают вышеназванным сферам.

Получившая распространение программа импортозамещения не обошла стороной и систему навигации. В этой сфере наметился определенный прогресс, заключающийся в выводе на орбиту трех спутников «Глонасс-К», разработанных по программе замещения импорта, стартовавшей в 2014 г.

Основные достоинства высокоорбитального сегмента, перспективы его развития

В ближайшее время планируется запуск шести единиц «Глонасс-В» по трем плоскостям, это сделает доступнее навигацию в условиях города и увеличить на четверть точность навигации для РФ и территории Восточного полушария. Для формирования орбит используются две наземные трассы. Разработка «Глонасс-В» проходит на основании уже имеющихся в распоряжении «Глонасс-К». Агрегаты займутся транслированием исключительно новых сигналов, выполняя их ранжирование по кодам.

На данном этапе компания-разработчик находится на этапе проектирования эскизов. На следующий год планируется переход к рабочей документации, далее начнется конструирование первых аппаратов.

Перспективы развития

Одними из основных направлений развития национальной системы является снижение стоимости и расширение функциональной возможности используемых аппаратов. Сконструированные «Глонасс-М» не покидают орбиту значительно дольше предписанных им гарантийных сроков эксплуатации, из-за чего новые аппараты позже вводятся в строй.

Техрешения, закладываемые современными проектировщиками, должны отвечать запросам потребителей не только в наше время, но и на следующие десятилетия. Спутники IV поколения «Глонасс-К» относятся к категории комплексных, многофункциональных аппаратов. Замена агрегата по окончанию ресурса только одной их целевых нагрузок нерациональна и экономически невыгодна. По этой причине разработка малых навигационных аппаратов, способных расположиться на одной орбите с оборудованием IV поколения, позволит обеспечить необходимую гибкость в решении поставленных задач с наименьшими расходами.

Совет Федерации предложил перейти к чипированию грузового автотранспорта с целью ужесточения весогабаритного контроля

Совет Федерации выступил с предложением усилить контроль за потоками грузового транспорта. Его суть сводится к препятствию от непрохождения водителями весогабаритного контроля (ВК). Это планируется сделать путем оснащения номерных знаков особыми радиочастотными метками.

Представители ведомства отметили, что на ремонт автодорог тратятся огромные средства, а причиной тому являются в немалой степени транспорт, не соблюдающий допустимые параметры нагрузок. В наше время весогабаритный контроль не может работать с полной отдачей, пока водители скрывают номерные знаки, это позволяет виновным избегать заслуженного наказания в плане нарушения весогабаритного контроля.

Во избежание таких случаев было предложено оснастить номера грузовых ТС радиочастотными метками. Они позволят автоматически передавать данные касательно конкретного автотранспорта, что позволит нивелировать вред от сокрытия регистрационных номеров.

Один из сенаторов рассказал, что лично не раз являлся свидетелем низкой эффективности ВК, путешествуя по югу РФ, а также вреда, причиняемого в результате указанных действий. В южных регионах на первом месте стоит проблема транспортировки зерна к портам, сопровождающаяся несоблюдением допустимых весовых характеристик.

На основании увиденного сенатор предложил задуматься о переориентации потоков зерна с автотранспорта на железнодорожные мощности, если пропускная способность ж/д позволяет перевозить такие объемы.

Переход же на чипирование позволит автоматизировать идентификацию объектов, в т.ч. удаленных, посредством радиосигналов. Использование аналогичных меток позволяет упростить задачи учета животных. К примеру, в ЯНАО учет оленей с прошлого года стал осуществляться при помощи электронных устройств, обрабатывающих сигналы от RFID-меток.

Другой стороной проблемы помимо сокрытия водителями номеров машин является неработоспособность части самих автоматических комплексов, осуществляющих весогабаритный контроль. Это подтверждается данными статистики, согласно которой на начало текущего года из 350 находящихся на дорогах постов около 200 вообще не работали. Данные точки должны подвергнуться переоснащению и вернуться к нормальному режиму работы.

Камеры позволяют отследить машину в любой точке страны

МВД поделилось информацией, что комплексы автофиксации правонарушений позволяют отслеживать местонахождение транспортных средств вне зависимости от того, где оно находится. При этом МВД стремительно наращивает использование возможностей современных высокотехнологичных продуктов. Благодаря проделанной работе создано масштабное сетевое пространство, объединившее под своей эгидой работу как стационарных, так и передвижных комплексов, выполняющих функции автофиксации нарушений ПДД. Это позволяет осуществлять сквозной мониторинг движения ТС в любой точке страны вне зависимости от места их нахождения.

Напомним, что единая сеть с символическим названием «Паутина» включает около 26 тыс. комплексов фотовидеофиксации. Она находит широкое применение в оперативной работе, позволяя разыскивать угнанный транспорт либо автомобили, связанные с совершением преступлений. Благодаря ей отслеживаются злостные нарушители, а также неплательщики выданных штрафов.

До начала работы «Паутины» угнанный автомобиль пропадал сразу после пересечения границ региона, т.к. инспекторы уже не имели полномочий на просмотр камер соседнего региона. Приходилось тратить драгоценное время на подачу запросов и ожидание по ним ответов. В наше время проследить маршрут любого ТС проще простого, тем более что в систему объединены и комплексы автофиксации, и простые камеры, отслеживающие дорожные потоки.

Основной целью, поставленной перед созданием системы, являлось создание общих требований к ПО входящих в состав комплексов. Это благоприятно сказалось и на ее функциональности, которая включает множество аспектов, от вынесения штрафных санкций до принятия жалоб граждан.

В 2022 г. благодаря «Паутине» установлено около 116 миллионов фактов нарушения ПДД, выписано 183 мил. штрафов на сумму 113 млрд. руб.

Помимо камер над безопасностью дорожного движения трудятся и инспекторы, ведь только им по силам выявить нетрезвых водителей, для чего требуется личный осмотр. Периодически МВД проводит оперативно-профилактические рейды, которые позволили выявить свыше полумиллиона случаев вождения в недопустимом состоянии. Данные меры позволяют получить положительную динамику в плане сокращения ДПТ по вине нетрезвых автоводителей.

Ведомство проводит работу и в вопросах выдачи водительских удостоверений. Например, на новых исторических территориях после подачи заявок специальным порядком получения новых удостоверений по управлению ТС воспользовались почти 140 тыс. человек.

Еще одна хорошая новость для автолюбителей – срок действия любых отечественных водительских удостоверений, вышедший в 2022 либо 2023 годах, пролонгируется еще на три года, что позволит повысить удобство граждан и уменьшить административную нагрузку ведомства.

Что делать в случае утери водительских прав

Давайте разберемся, какие шаги должен предпринять водитель при утрате водительских прав (ВП).

Основную роль в данном случае играют причины, повлекшие их утрату. Если виной тому была кража, рекомендуется уведомить об этом правоохранительные органы. Заявление можно подать в дежурной части, при этом вам будут выданы регистрационное уведомление и номер в КУСП. Таким образом у вас на руках будут доказательства, чтобы оспорить неправомерное использование прав со стороны злоумышленников. После этого в любом филиале ГИБДД, ведущем прием экзаменов и выдающем водительские права, либо в МФЦ подается заявление на предмет получения нового удостоверения. Для получения прав придется уплатить госпошлину в размере 2 тыс. руб. за документ старого образца, 3 тыс. руб. – нового.

ГИБДД выдает новый документ в течении 1 часа, при обращении в МФЦ придется подождать дольше, до 15 рабочих дней. В текущем году у водители получили возможность предоставлять документы на ТС, в т.ч. водительское удостоверение, в цифровой форме посредством платформы «Госуслуги Авто». В ней содержится QR-код, который предъявляется сотруднику ГИБДД. Стоит отметить, что пока работа сервиса проходит режим тестирования и у вас могут попросить предоставить бумажные права.

Еще одна особенность – при желании водитель волен предоставить медзаключение касательно отсутствия медпоказаний. Благодаря этому срок действия удостоверения возрастет до 10 лет, повторная сдача экзамена не потребуется. При отсутствии медзаключения срок действия не сохранится без изменений.

Допускается ли к участию в дорожном движении водитель, потерявший права?

Отсутствие у водителя ВП, с которыми все в порядке (не истекший срок действия, отсутствие лишения прав управления ТС) влечет за собой административную ответственность в виде штрафа (500 руб.). Собственник автомобиля также будет оштрафован на 3000 руб. Также водитель может быть временно лишен права управления ТС до подтверждения наличия прав.

Размеры составляемых штрафов

Лица, вообще не имеющие права управления ТС будут оштрафованы на сумму 5-15 тыс. руб.. В случае лишения прав наказание составит 30 тыс. руб., либо арест сроком до 15 суток, либо направление на принудительные работы (100-200 часов).

Советы адвоката по оспариванию неожиданных штрафов ГИБДД

Большинству автолюбителей знакомы ситуации, связанные появлением не всегда понятных штрафов. Давайте раздеремся, насколько безнадежной является борьба с ними и как научиться правильно оспаривать их.

Зачастую в такую ситуацию попадают профессиональные водители, занятые в организациях различного профиля, службах такси, а также лица, берущие автомобили в прокат либо каршеринг. Это вызвано тем, что указанный транспорт принадлежит юридическим лицам, что влечет увеличенные размеры штрафных санкций.

Например, парковка на газоне либо детской площадке грозит штрафом в размере 300 тыс. руб., а отсутствие при перевозке ребенка спецустройства может вылиться в 100 тыс. руб. Спорить в данной ситуации сложно, однако не безнадежно, что подтверждается удачными прецедентами.

Самый простой вариант – обжалование не совершенного нарушения. К примеру, нарушение зафиксировано камерой по месту, где уже нет знака. Бывает и так, что сбоящая техника приписывает вам нереальный скоростной режим в сотни км/ч либо вам приходит квитанция за нарушение следовавшего за вами транспортного средства. Самый простой выход – подача жалобы по месту выдавшего постановления ведомства. Для этого воспользуйтесь Госуслугами специализированными сервисами (в столице – «Московский») либо на официальном сате суда. Не забудьте подтвердить свои слова доказательствами невиновности, для этого подойдет фото с вашего видеорегистратора.

При наличии вашей вины, пусть и непредумышленной, заплатить все-таки придется. Примером может послужить незамеченный вами ограничительный знак скоростного режима, расположенный на пустынной дороге далеко от населенного пункта.

Есть категория нарушений, которые повлекут за собой наказание просто за сам факт их наличия. Речь о массивных украшениях на стекле авто, влекущих за собой ухудшение обзора, либо о грязи на поворотниках, фарах, стоп-сигналах. В таких ситуациях не следует апеллировать к отсутствию связанных с ними дорожных происшествий, намного дешевле и безопаснее будет попросту не нарушать данные требования.

Водители не будут нести ответственность за перегруз

Согласно принятому Госдумой законопроекту, водители будут освобождены от ответственности за несоблюдение требований касательно габаритов грузовика либо его перевес без предварительно полученного на это разрешения. Из этого следует, что ответственность за указанные нарушения целиком и полностью будет возлагаться на владельца данного тяжеловесного либо крупногабаритного транспортного средства.

Максимальный размер штрафа, предусмотренный КоАП РФ за данные нарушения, уменьшился на 100 тыс. руб. и составил 400 тыс. руб. Для того, чтобы его получить, несоответствие предельно допустимых габаритов грузовика должно составить более 50 см (для габаритов) либо более 50% (по массе).

При принятии данного вопроса парламентарии учли постановление КС РФ от 2019 г., подчеркивающим отсутствие прав на владение ТС у водителя грузовика, являющегося наемным работником.

Помимо этого от ряда депутатов поступило предложение маркировать номерные знаки грузовиков специализированными радиочастотными метками. Это позволило бы упростить контроль за соблюдением норм весогабаритного контроля. Впрочем, согласно мнению экспертов, данное решение вряд ли будет принято в силу отсутствия поддержки.

Отечественные навигационные технологии помогут улучшить качество и безопасность пассажирских перевозок

В рамках прошедшего форума «Общественный транспорт 2022» компания «ГЛОНАСС» поделилась планами касательно использования новых навигационных технологий, а также актуальности их масштабирования. Указанные меры помогут повысить эффективность работы общественного транспорта, сделать пассажироперевозки еще более безопасными.

Выступая в рамках секции И. Чурсин подчеркнул, что в современных реалиях вопросы общественной безопасности, а также охраны имущества в области пассажирского транспорта решаются усилиями кнопки SOS, интегрированной с «ЭРА-ГЛОНАСС» и отрядами вневедомственной охраны. Это позволяет без дополнительных расходов на оборудование позаботиться о безопасности как пассажиров, так и самого транспортного средства. Проект уже прошел апробацию в ряде регионов РФ, где показал отличные результаты в плане быстроты реагирования. Кроме того, функциональные возможности оборудования обеспечивают координацию со службой 112.

Отдельного внимания удостоилось развитие мер повышения безопасности на стремительно набирающих популярность устройствах нового поколения, таких как электросамокаты и моноколеса, недавно вошедшие в ПДД. Дополнение их навигационными модулями, а также постановка на учет поможет серьезно сократить количество краж, благоприятно скажется на обеспечении безопасности движения электросамокатов. Показатель за второе полугодие 2022 г. показал существенный рост количества аварий в сравнении с предыдущим периодом (370 ДТП, погибло 6 человек, ранено 382).

Богатые функциональные возможности системы дополняются ее надежной и бесперебойной работой. ГЛОНАСС придерживается принципов достоверности, доступности, неизменности информации, поставляемой экстренным службам, подконтрольным ведомствам. Ежегодно наблюдается неуклонный рост числа подключаемых автомобилей. Компания отмечает важность недопущения неправомерного внешнего управления ТС, в первую очередь общественного назначения. В последние годы особую важность приобретает и аспект защиты данных, а также локализации инфосистем на внутренних ресурсах. На смену зарубежным навигационным сервисам должны прийти отечественные решения, такие как «Мониторинг ЭРА» для работы с транспортом и грузами.

В рамках конференции «Цифровая трансформация пассажирских перевозок в городах» представитель компании поделился подробной информацией касательно роли «ЭРА-ГЛОНАСС» в вопросах контроля за транспортом, осуществляющим перевозку людей и опасных грузов. Также были отмечено удобство систем диспетчеризации транспорта и учета оплаты за проезд. Программные решения позволяют обеспечить все необходимые расчеты, интегрируясь с инфосистемами на городском либо региональном уровне. Анализ обрабатываемой информация позволяет оптимизировать работу по формированию билетного меню, а также пассажиропотоку.

Под своей эгидой форум собрал большое количество представителей Правительства, органов исполнительной власти, финансовых организаций, IT-компаний и т.д. «ГЛОНАСС» приняла участие в роли партнера прошедшего мероприятия.

Новые наземные станции помогут повысить точность работы ГЛОНАСС

Гендиректор «Радиосвязи» поделился информацией о разработке наземных станций, призванных повысить точность работы ГЛОНАСС. Оборудование будет располагаться на земле, работая в беззапросном режиме. Благодаря ему станет возможным более точная коррекция орбитального положения спутников. В свою очередь, это позволит повысить точность навигационного оборудования. На данный момент проводится тестирование работы систем с новым режимом, в скором времени разработки будут переданы заказчику.

Четыре беззапросные станции прошлого поколения были размещены на просторах Антарктиды. Разработка планов по дальнейшему размещению приборов находится в ведении ИСС им. Решетнева. Согласно потребностям будет корректироваться и график изготовления новых станций.

Как известно, ГЛОНАСС служит источником навигационной информации, незаменимой для нужд наземного, морского, воздушного, космического транспорта. Она востребована во многих отраслях промышленности: авиации, аграрном и строительном секторах, картографии, позволяет устанавливать положение космических аппаратов, людей, животных, помогает спасать жизни попавших в аварии и катастрофы. Обеспечить бесперебойную работу позволяют всего 24 спутника, размещенных на средневысотных орбитах.

Эксперт назвал способы избавиться от коррозии на автомобиле после зимы

Автоэксперт поделился с россиянами советами, которые помогут не допустить появления коррозии вашего авто по окончании зимнего периода.

Не секрет, что в условиях отечественного климата коррозия развивается довольно быстро. При появлении первых признаков ржавчины рекомендуется незамедлительно посетить автосервис. Чем раньше вы это сделаете – тем проще будет выполнить необходимый ремонт. Кроме этого, следует учитывать время, которое потребуется автосервису на поиск нужных запчастей для замены.

Эксперт напомнил, что коррозия не обязательно является сезонным явлением. Вызвать ее может даже простая замена некоторых деталей. К примеру, установка новых стекол параллельно предполагает обезжиривание, обтачивание, шлифование металлических поверхностей со снятием лакокрасочного покрытия, вклейкой нового стекла, что может провоцировать появление ржавчины. Следует учитывать, что не каждую поврежденную коррозией деталь удастся отремонтировать, для этого она должна быть повреждена менее чем на 30%.

Предупредить появление ржавчины помогают различные способы – нанесение средств вспомогательной защиты, антикоррозионная обработка и т.д. Выбор способа должен учитывать риски появления ржавчины в той или иной части автомобиля.

Места, зачастую подверженные коррозии ­– арки, капот, контур лобового стекла, то есть те участки, для которых частые механические повреждения являются нормой. Для отечественных транспортных средств не утрачивает актуальности обработка днища, предотвращающая появление сквозной коррозии. Особое значение здесь играет своевременность обнаружения повреждений. После совершения длительных переездов стоит уделить время проверке машины на наличие сколов.

С приходом межсезонья необходимо предпринять ряд шагов по подготовке ТС к этой поре года. Они включают замену щеток стеклоочистителя, использование сезонной омывайки, чек-ап на износоустойчивость колодок, тормозных дисков, а также ряда других деталей.

По итогам 2022 г. количество автомобилей с «Эра-Глонасс» превысило 9 млн.

За прошедший год наметилось существенный рост количества автомобилей, работающих с системой «Эра-Глонасс» (плюс 834 тыс.).  Согласно последним данным сервиса, на текущий момент их уже более 9 миллионов.

В сообщение отмечается, что устройство вызова экстренных служб, работающее на базе «Эра-Глонасс»», стало обязательным элементом новых ТС еще с 2017 г. Кнопкой SOS оснащаются также и ввозимые в РФ автомобили. На данный момент количество зарегистрированных авто составило 9,2 млн. Прошедший год добавил к этому числу около 9% новых пользователей, в абсолютном выражении они составляют 834 тыс. подключений.

Отмечается и рост количества экстренных вызовов, принимаемых контакт-центром сервиса. За прошедший год в общей сложности их поступило 12,5 миллионов (рост за год составил 57%). Есть все предпосылки, что в текущем году данная тенденция продолжится, что обусловлено, в первую очередь, ростом общего количества пользователей. Из них около 200 тысяч сигналов поступили в автоматическом режиме благодаря интеграции в ТС тревожных кнопок SOS, в результате чего помощь смогли получить пострадавшие участники движения, не имевшие возможности самостоятельно обратиться за ней. В результате их обработки и мерам по реагированию было совершено свыше 63 тыс. выездов экстренных служб.

Свой неуклонный рост продолжает и среднесуточное количество обращений к системе. Если в 2021 г. их поступало по 21,6 тыс. в день, то в 2022 г. данный показатель увеличился уже до 35,7 тыс.

Анализ работы системы и полученные результаты позволяют сделать выводы как о росте уровня доверия водителей к «Эра-Глонасс», так и признании ими сервиса в качестве надежного средства экстренного реагирования, центру помощи и спасения.