“ЭРА-ГЛОНАСС” будет контролировать температуру, при которой перевозятся скоропортящиеся грузы

 

Систему экстренного реагирования при аварийных ситуациях привлекут к выполнению задач по отслеживанию температурного режима доставки продукции. 25.12.19 г. федеральный оператор государственной АИС “ЭРА-ГЛОНАСС” (АО “ГЛОНАСС”) и Ассоциация операторов рефрижераторного транспорта заключили договор о совместном участии в стартовой программе по разработке системы отслеживания грузовых перевозок и контролю над соблюдением рекомендуемой температуры доставки скоропортящихся продуктов.

Глава Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава М. Синев в одном из интервью заявил, что дорожная карта программы по организации эксперимента по поддержанию оптимального температурного режима перевозки продуктов была согласована российскими властями и начинает действовать в начале весны текущего года. Реализация этого проекта обеспечит возможность отслеживания температурного режима доставки продуктов на железнодорожном транспорте. Это будет способствовать повышению качества грузов благодаря усиленному контролю и, следовательно, обеспечит выполнение правил доставки скоропортящейся продукции.

По информации от одного известного издания, которая была им получена от оператора, стартовый запуск проекта не ограничивается территорией определенных регионов и будет действовать на всей российской территории. В компании уточнили, что стартовый проект будет касаться прежде всего перевозки рыбной продукции, по этой причине груз проследует по маршруту, проходящему через всю Россию: Владивосток-Москва – ключевой из них.

Если говорить о вспомогательном оборудовании, то в дорожной карте пилотного проекта в настоящее время список используемого оборудования ограничений не имеет. Оператор объяснил, что огромное значение имеет выполнение этим оборудованием функций получения и передачи в АИС имеющихся показателей. Некоторые операторы подвижного состава уже имеют подобное оборудование, следовательно, никакая дополнительная установка не требуется.

По количеству транспорта, оснащенного рефрижераторными установками, который примет участие в стартовом проекте, точных сведений на данный момент не получено.

К 2026 г. спутники “Глонасс” будут изготавливаться полностью из отечественных запчастей

Переход на космические корабли “Глонасс”, состоящие только из российских запчастей, произойдет гораздо раньше – не через десять, а через шесть лет. Такое заявление сделал гендиректор предприятия “Информационные спутниковые системы” им. ак. М. Ф. Решетнева” Н. Тестоедов.

Весной прошлого года руководитель центра цифрового развития Роскосмоса К. Шадрин сообщил, что через шесть лет космические корабли “Глонасс” должны состоять из запчастей иностранного производства не более чем на 10%, а через одиннадцать лет они уже на 100% должны состоять из запчастей российских производителей.

Издание, которое выпускает АО “Информационные спутниковые системы” им. ак. М. Ф. Решетнева”, опубликовало заявление гендиректора, касающееся того, что в рамках выполнения поставленной задачи предприятия с 2026 г. космические аппараты “Глонасс-К2”будут производиться исключительно на основе российских комплектующих.

До начала действия санкционной политики против России спутниковые средства “Глонасс” на 68% состояли из иностранных комплектующих, а в текущее время – лишь на 12%.

В настоящее время орбитальная группировка отечественной глобальной спутниковой системы навигации ГЛОНАСС состоит из 28 кораблей (2 из них — “Глонасс-К”, остальные — “Глонасс-М”), из которых 22 выполняют свои непосредственные функции, один состоит в орбитальном резерве, с одним проводятся летные проверки, три проходят техобслуживание, один готовят к началу использования.

Космические корабли последней версии “Глонасс-К” и “Глонасс-К2” имеют отличия от спутника предыдущей версии “Глонасс-М”, выражающиеся в увеличенном количестве излучаемых навигационных сигналов (5 – у спутников предыдущего поколения, 7 и 9 – у аппаратов последнего поколения) и увеличенной продолжительности службы (7 и 10 лет соответственно).

Как рассказал известному изданию сотрудник Российской Академии космонавтики имени Циолковского, кандидат технических наук А. Ионин, в полном переходе на российские запчасти по действующим программам пока нужды нет. Специалист считает, что необходимо сакцентировать внимание на отдельных самых важных программах, где на самом деле иностранные запчасти использовать нельзя – ядерное оружие и его носители, государственная связь. По другим проектам следует сотрудничать с государствами-партнерами.

Перспективы развития в 2020: улучшение рабочих показателей GPS

Полковник Д. Клэкстон

Старший по объединению программ координатно-временного и навигационного обеспечения, Центр космических и ракетных систем американских Военно-воздушных сил

Вот уже четыре десятилетия глобальный спутниковый комплекс навигации GPS по праву считается настоящим эталоном в сфере координатно-временного и навигационного обеспечения не только для американских граждан, но и всей планеты. Сегодня эта система настолько прочно вошла в жизнь каждого из нас, что мы это просто перестали замечать. Кроме того, большинство людей на нашей планете считает, что система GPS находится в постоянном доступе, как и, к примеру, электричество либо вода в кране, и это само собой разумеется.

Однако эта доступность системы GPS – результат сложнейшей работы, выполняемой Управлением программы GPS, а также организациями-партнерами. В следующие 1,5-2 года предположительно будут поэтапно улучшаться эксплуатационные характеристики всех элементов обновленной системы GPS III, разрабатываемых в период с 2007-2009 по 2019 гг. Учитывая все корректировки, вносимые в структуру Центра аэрокосмических и ракетных систем (начало использования SMC 2.0), можно утверждать, что программу GPS в очень скором времени ожидают глобальные перемены. Далее разберем самую свежую информацию по всем элементам программы.

 

Сведения о стадиях выполнения программ

  1. GPS III

В части космического компонента обновленной системы GPS были с успехом решены задачи, определенные в 2018 г. Космический аппарат SV01 “Веспуччи” был запущен 23.12.18 г. в интересах каждого, кто имеет непосредственное отношение к GPS. Специалистам, разрабатывавшим систему GPS III, посчастливилось реализовывать данный проект совместно с лидерами рынка. Орбитальная проверка этого спутника закончилась в середине лета прошлого года. Ее итоги стали подтверждением соответствия заявленных изначально показателей действительности. С наступившего года контролировать и управлять космическим аппаратом SV01 будет 14-я воздушная армия американских Военно-воздушных сил, а не SMC. После этого будут проведены летные испытания спутника, а эксплуатировать его начнут в середине весны текущего года.

Космический аппарат SV02 “Магеллан” отправили на орбиту 22.08.19 г. посредством ракеты-носителя Delta IV Medium фирмы United Launch Alliance – новейшей модели ракет-носителей этого типа. Кораблю удалось достичь заданной высоты, проверочные мероприятия на орбите прошли в первые недели осени. Как ожидается, SV02 станет следующим космическим аппаратом, который начнут эксплуатировать в текущем году.

Космические аппараты SV03 и SV04 были приняты у компании Lockheed Martin 16.05.19 г. и 10.09.19 г. Как ожидается, они будут запущены в начале весны и в середине лета этого года соответственно.

Сложности все же есть – эту область деятельности нельзя назвать простой – но специалисты, создающие GPS III, намерены достичь всех поставленных целей: улучшить и оптимизировать самое крупное производство космических аппаратов в Минобороны, с успехом провести пусковые мероприятия, чтобы повысить рабочие показатели и эффективность системы, обеспечить доступ пользователей к “глобальному” гражданскому сигналу L1C.

 

  1. GPS IIIF

Была начата работа над созданием первых 2-х космических аппаратов GPS IIIF, результаты которой, скорее всего, повторят успех проектирования GPS III. Проект по производству космических аппаратов GPS IIIF в течение 12 месяцев рассматривается ответственными органами. Процедура рассмотрения подойдет к концу в начале весны этого года. Так как производитель Lockheed Martin одновременно изготавливает 2 серии космических аппаратов GPS, важно заметить, что GPS IIIF будет выгодно выделяться за счет значительного сокращения продолжительности сборочных, установочных и проверочных мероприятий за счет усовершенствования серийного выпуска на базе производственного опыта GPS III.

Кроме того, на проекте GPS IIIF основывается предложение SMC по стандартизации совместных решений и процедур для разных проектов в целях улучшения качественных характеристик, ускорения поставок и минимизации расходов. С учетом проектов по приобретению 22 космических аппаратов и сроков поставок в течение пятнадцати лет для программы согласовали стратегию по использованию перспективных технологических решений, а также подготовили почву для совместной работы с Исследовательской лабораторией американских Военно-воздушных сил, чтобы вовремя перейти к новейшим решениям, которые соответствуют будущим потребностям американских Вооруженных сил. Особенно заметен прогресс, который был достигнут GPS IIIF, на пути к повышению основных эксплуатационных показателей и следующим запускам. Первый космический аппарат типа GPS IIIF будет доставлен на орбиту ориентировочно через 6 лет.

 

  1. Наземная система управления последней версии GPS OCX

В течение всего 2019 г. применялись компоненты наземной системы управления последней версии OCX Block 0, чтобы гарантировать контроль над системой в процессе пусковых мероприятий и летных испытаний двух кораблей GPS III SV01 и SV02, проходящих сейчас проверки на орбите, которые будут осуществляться до их присоединения к штатной группировке. Кроме того, подошел к концу процесс разработки программы для OCX Block 1, что гарантировало переход программы с этапа разработки на этап интеграции, проверки, а впоследствии и запуска системы. Инвестиции в программу за 2018 и 2019 годы, нацеленные на ее развитие и улучшение процессов производства, являются результативными и делают возможным проведение измерений в режиме онлайн для принятия решений на основе имеющейся информации и оперативного получения программного кода лучшего качества. В итоге, с OCX больше проблем не возникает. Она превращается в масштабную, сложную программную систему, столкновение которой с некоторыми трудностями и рисками неизбежно. Однако на сегодняшний день мы располагаем всеми нужными средствами для того, чтобы гарантировать стабильность ее рабочих характеристик.

 

  1. Поддержание имеющегося намного комплекса управления GPS

Имеющиеся инфраструктурные возможности наземного комплекса управления GPS OCX стабильно развиваются для того, чтобы поддерживать “эталон” системы в сфере координатно-временного и навигационного обеспечения. Это обеспечит бесперебойную работу системы до использования технологического решения следующего поколения. Самое крупное обновление наземного комплекса управления за все время существования GPS, получившее название Версия 7.5, было проведено весьма успешно. Оно предполагает виртуализацию сети, использование двухфакторной аутентификации, бесперебойное взаимодействие с глобально размещенными наземными станциями и улучшение шифрования полетной информации.

Поскольку было важно снизить вероятность появления возможных угроз и повысить уровень безопасности киберпространства, в качестве платформы отслеживания GPS OCX была введена система кибербезопасности Red Dragon (RDCSS), чтобы объединить информацию, анализировать ее и информировать о любых проблемах. Результатом этого стала разработка производительной и действенной системы для выявления, разбора и составления отчетности об инцидентах, имеющих связь с безопасностью.

Помимо этого, в конце лета прошлого года произошло объединение Red Dragon с системой по обеспечению безопасности киберпространства для компаний космической направленности, что обеспечило создание устойчивого многоуровневого комплекса защиты для сохранения функциональности системы GPS.

 

  1. Навигационное потребительское оборудование

Весь 2019 год американские военные испытывали навигационные платы GPS последнего поколения, позволившие оптимально решать задачи, в которых рассчитываются координаты и время. 1-я плата для военного навигационного потребительского оборудования прошла сертификацию в 2019 г. Сегодня применяются основные технологические решения для создания иных разновидностей плат для GPS-приемников, которые используются разными системами вооружения оборонного ведомства. Результаты этой колоссальной работы стали кульминацией практически 20-летней деятельности по обновлению военного навигационного потребительского оборудования. В скором времени будут применяться платформы, способные взаимодействовать с военным сигналом M-Code – бомбардировщик Б-2 Военно-воздушных сил, универсальная бронемашина JLTV Корпуса морской пехоты, эсминец серии “Арти Бёрк” Военно-морских сил, боевая бронемашина Stryker – для проверки данных технологических решений.

В рамках 2-го этапа развития навигационного потребительского оборудования последнего поколения, который находится на стадии выполнения, будет проведена масштабная работа в сфере определения требований для оружия высокой точности, модульного переносимого устройства, плат и элементов со сниженными параметрами массы и габаритов и потребления энергии. С военным навигационным потребительским оборудованием последней версии оборонное ведомство и все категории войск смогут на протяжение длительного времени эффективно и быстро решать задачи навигации.

 

Проекты     

Объединение функционала обновленных решений GPS III в части базовых американских проектов – главная цель Управления проекта GPS, которое предлагает обслуживание координатно-временного и навигационного обеспечения Вооруженным силам Америки и обычным потребителям. Прямо сейчас дорабатываются планы, объединяются текущие проекты и развивается сотрудничество между проектными командами, чтобы гарантировать стабильное совершенствование и непрерывное оказание высококачественного обслуживания.

 

Проект по подготовке к отправке в космос

Специалисты, отвечающие за отправку космических аппаратов в космос, добились результатов колоссального значения в конце 2018 г. Это было выдающееся достижение первопроходцев. Произошел успешный запуск космического аппарата SV01 GPS III, 1-го спутника последней версии. Центр аэрокосмических и ракетных систем вел сотрудничество со SpaceX для доставки в космос спутникового аппарата SV01 посредством ракеты-носителя Falcon 9. Это стало для SpaceX стартовым запуском спутника для обеспечения государственной безопасности. Аппарат отправили в космос под управлением OCX Block 0, первым действующим компонентом инфраструктуры наземного комплекса управления последнего поколения.

Это выдающееся достижение стало реальным благодаря очень тесному взаимодействию, нацеленности на результат и объединению усилий специалистов из разных команд, отвечающих на все моменты – космические аппараты, полезную нагрузку, отправку на орбиту, контроль, отслеживание сигналов, закупки, использование, контрольные проверки и проч. Сейчас полетом спутника SV01 стала управлять команда подготовки к использованию, однако это не говорит о том, что у команды подготовки к отправке на орбиту теперь мало забот.

В конце лета объединение усилий команд, отвечающих на программу полетов, подготовку к отправке в космос и работе на орбите, сделало возможной доставку на орбиту корабля SV02 с максимальной точностью, и сейчас команда подготовки к отправке в космос вносит корректировки в процесс с учетом имеющегося опыта, так как вскоре, уже в наступившем году, будут запущены еще 3 аппарата. Помимо этого, ведется серьезная работа по созданию программы отправки на орбиту космического корабля GPS IIIF.

 

Проект по подготовке к использованию

Так как 2 аппарата GPS III уже отправлены в космос, настал подходящий момент для реализации проекта по интеграции, который был создан и утвержден в рамках программы модернизации GPS III в 2018 г. К сегодняшнему дню подошел к концу процесс обновления действующего наземного комплекса управления, что обеспечивает управление 1-м кораблем GPS III. Как ожидается, его летные проверки закончатся в первые месяцы текущего года, а введен в работу он будет в середине этой весны. Все участвующие в процессе команды и фирмы выразили свою готовность, и, поскольку обновление действующего наземного комплекса управления подошло к концу, наступило подходящее время для полноценного использования этих аппаратов и демонстрации их расширенных возможностей пользователям. Предполагается, что за несколько месяцев данные возможности пройдут проверку в реальных условиях и будут подготовлены к эксплуатации.

 

Проект по задействованию в работе военного сигнала M-Code

Так как обновление действующего наземного комплекса управления подошло к концу, полноценное использование сигнала M-Code сейчас определяется вводом в действие системы ранней эксплуатации военного сигнала M-Code GPS в наземном комплексе управления, внедрением на глобально размещенных станциях оборудования обслуживания сигналов, типом программы целевого планирования, созданием военного навигационного пользовательского оборудования 1-го этапа, объединением военных платформ и операционализацией наземного пользовательского оборудования для космической эксплуатации. Финальная цель – улучшение способности Объединенного центра космических операций выдавать реакцию на внезапно появляющиеся и склонные к переменам потребности военных пользователей, которые сталкиваются с серьезными врагами. Мы работаем над сохранением совместной работы с представителями Стратегического командования, Космического командования и теми, кто пользуется системой GPS в Вооруженных силах Америки и иных странах.

 

Подведение итогов

Участвовать в реализации проектных решений GPS сегодня – почетно и увлекательно. Власти и исполнители приложили неимоверные усилия для того, чтобы создать условия для объединения и сотрудничества для результативного и стабильного координатно-временного и навигационного обеспечения военных и гражданских потребителей, используя возможности решений GPS III. Мы можем наслаждаться уникальными возможностями современного мира во многом благодаря GPS.

До 2025 г. запланировано производство 27 навигационных спутников

На ближайшие 5 лет предприятие “Информационные спутниковые системы” им. ак. М. Ф. Решетнева” запланировало производство 27 спутников “Глонасс”.

Такую информацию предоставил изданию, которое выпускает Акционерное общество, его генеральный директор Н. Тестоедов.

Руководитель утверждает, что компания имеет постоянные заказы на ближайшие 10 лет и полную загрузку. Средний запланированный объем работ оценивается в 7-8 миллиардов руб. Ориентировочная загрузка во всех производственных помещениях достигает 100%.

Гендиректор сообщил, что недавно на переговорах в “Роскосмосе” обсуждалась концепция федеральной целевой программы “ГЛОНАСС” на ближайшие 10 лет. Согласно планам, через 5 лет необходимо произвести 27 спутников при том, что по 2-м темам продолжаются опытно-конструкторские работы.

Кроме того, Акционерное общество в конце прошлого года подписало договоры на серийное производство 2-х спутников “Меридиан-М”. В первые месяцы наступившего года будут подписаны договоры на производство 2-х космических аппаратов последнего поколения “Луч-5ВМ”.

Генеральный директор заявил, что до конца декабря ушедшего года компания уже произвела 5 пусков, а перед самым Новым годом были запущены еще 3 спутника “Гонец-М”. Программа запусков 2020 г. будет расширена в 2 раза.

Тестоедов рассказывает, что существует некоторое постоянное число – 50+/-5 – это количество космических аппаратов, находящихся в компании по заключенным договорам на разных этапах, начиная от создания эскизных проектов и заканчивая обслуживанием при хранении.

В общей сложности в состав орбитальной группировки ГЛОНАСС сегодня входят 28 спутников, из которых свои непосредственные функции выполняют 22 аппарата, 1 вводится в эксплуатацию, 3 на время отправлены на техническое обслуживание, 1 проходит летные проверки, 1 находится в орбитальном резерве.

Отправленный с Плесецка спутник ГЛОНАСС-М достиг расчетной орбиты

Спутниковое средство навигации ГЛОНАСС-М с успехом достигло расчетной орбиты с помощью модуля разгона “Фрегат” ракеты-носителя “Союз-2.1Б”, отправленного с российского космодрома близ Архангельска.

Такие сведения предоставило известное информагентство, ссылающееся на официальные заявления российского оборонного ведомства.

Представители оборонного ведомства заявили, что отправленная почти в полдень по московскому времени с космодрома Плесецк близ Архангельска ракета-носитель “Союз-2.1Б” без задержек с успехом осуществила доставку на заданную орбиту отечественного спутникового средства навигации “ГЛОНАСС-М”.

Как известно, старт ракета-носителя и отправка корабля навигации в космос были с успехом осуществлены по запланированному сценарию.

До этого упоминалось, что ракету-носитель “Союз-2.1Б” с космическим кораблем навигации ГЛОНАСС-М отправили с российского космодрома, расположенного в Плесецком районе Архангельской области.

Передовые технологии сократили количество аварий в столице на 23% с 2010 г.

В соответствии с аналитическими данными организации “ГЛОНАСС-Безопасность дорожного движения”, столица занимает лидирующую позицию рейтинга среди населенных пунктов с высокой плотностью фото- и видеокамер на автодорогах. Одно из преимуществ этого – сокращение количества зафиксированных аварий на 23% с 2010 г., с учетом того что число машин в столичной агломерации за рассматриваемый период выросло на 1200000 единиц. В зоне действия определенных систем фотовидеорегистрации количество аварий снизилось на 75%.

Сегодня процент нарушений правил дорожного движения в зонах установки комплексов фотовидеорегистрации почти достиг минимального значения: сведения за десять месяцев прошлого года говорят о том, что вблизи установленных фото- или видеокамер водители чаще всего проявляют повышенную дисциплинированность.

Гендиректор организации “ГЛОНАСС-Безопасность дорожного движения” М. Нечеухин сообщает, что по факту оборудование для фиксаций нарушений ПДД, работающее уже несколько месяцев либо лет, сейчас не оказывает влияния на статистические данные по нарушениям. Однако оно продолжает быть очень полезным, поскольку все еще несет функцию профилактики. Не следует упускать из виду и тот факт, что оборудование фотовидеорегистрации оказывает большое влияние на процент краж и угонов автотранспорта – в главном городе России данный показатель за девять лет сократился в четыре раза.

Организация “ГЛОНАСС-БДД”, совместное предприятие Государственной корпорации Ростех и АО “ГЛОНАСС”, внедряет передовые технологические решения на автодорогах России. С применением программно-аппаратной системы, являющейся разработкой “ГЛОНАСС-Безопасность дорожного движения”, в конце прошлого года была проанализирована продуктивность свыше 15000 непередвижных комплексов фотовидеорегистрации нарушений правил дорожного движения на российских автодорогах за истекшее пятилетие. По результатам анализа больших данных с использованием искусственного разума будут выданы инструкции по монтажу дополнительных систем фотовидеорегистрации.

Как известно, Ростех принимает непосредственное участие в расширении интеллектуальной системы транспорта столицы. Например, 2 года назад договор на обслуживание интеллектуальной системы транспорта столицы на следующие пять лет подписал холдинг “Швабе”, которых является структурной частью Госкорпорации. При выполнении этого проекта организация будет контролировать функциональность 3700 устройств отслеживания потоков транспорта, 2860 светофоров, 175 дорожных экранов, 2700 телеобзорных камер и 48 метеорологических станций.

Интеллектуальная система транспорта столицы на практике продемонстрировала, что передовые технологические решения оказывают незаменимую помощь в решении проблем с заторами на автодорогах и повышении безопасности трасс. В итоге главный город страны стал самым безопасным населенным пунктом в составе Центрального федерального округа, хотя он намного опережает остальные города по плотности населения и количеству единиц автотранспорта.

“Меня хватит только до весны”: водитель большегруза о профессиональных трудностях

Для многих дальнобойщиков перевозка грузов является не просто профессией, а образом жизни. Однако такой вот “дорожный” образ жизни по душе далеко не каждому из них. О нюансах, которые заставляют его серьезно задуматься об уходе из дальнобоя, поведал липецкий водитель большегруза Олег.

Провел интервью с дальнобойщиком видеоблогер М. Майоров.

Олег, приветствую! В самом начале нашего разговора я попросил бы Вас рассказать немного о своей профессии.

— Я работаю не на себя, и это ужасно. Доходы и уровень ответственности сопоставить просто невозможно. Постоянно есть риск крупных финансовых потерь, можно остаться совсем без зарплаты или даже уйти в минус.

В прошлом году я попал в переделку в Волгограде: меня подрезал автобус, и фура завалилась. Я перевозил соки в непрочных пакетах по 2 литра и потерял 26000-28000 руб. из зарплаты.

4 года назад груз вынесли прямо из фуры в конце года, незадолго до новогодних праздников. Я доставлял шампанское из Санкт-Петербурга в Московскую область. Недалеко от Великого Новгорода я устал и захотел немного поспать. Я поставил фуру на заправке, отдохнул пару часов и поехал дальше. При постановке на выгрузку в пункте назначения, в Ногинске, я увидел, что на одном поддоне шампанского нет, упаковочный материал лежит рядом весь порезанный. К моему счастью, алкоголь дешевый был, по 68 руб. за бутылку. В результате из зарплаты у меня вычли 33000 руб.

Идти работать дальнобойщиком я не советую никому: адский и неблагодарный труд! Сейчас для меня наступил решающий момент, обдумываю, кем работать дальше. Хватит меня максимум до весны, это точно.

 

Кто-то обеспечивает безопасность водителя и груза?

— Нет. Правда, одно время сигареты перевозил, и рядом со мной в кабине ездил вооруженный охранник, ибо груз невозможно дорогой. В остальных случаях ответственность за груз несет только водитель. При любых инцидентах виноватым оказывается перевозчик. Как-то раз в столице подростки “разгрузили” фуру на 700000 руб., колеса сняли. Так вот, суд решил взыскать эту сумму с перевозчика, владельца большегруза.

Финансовую ответственность несет или дальнобойщик, или транспортная организация, в которой он числится. В некоторых случаях водитель может уйти от ответственности, но далеко не всегда – роспись в перевозочных документах ставит же именно он. Но конкретно в том случае вины водителя не было, ему удалось отвертеться, а на деньги попал собственник фуры.

 

Крадут грузы из фур организованные группировки или местные хулиганы?

— Есть грабители, специализирующиеся на большегрузах. На автотрассе М-4 в Ельце у них есть машина со всем нужным оборудованием, они воруют грузы из фур прямо во время движения. Мне самому не приходилось быть свидетелем такого, но машину я эту видел.

 

А они вооружены?

— Понятия не имею, лично не видел.

 

А у Вас имеется оружие?

— Я коллекционирую ножи, постоянно на пояс один вешаю. Еще баллончик перцовый есть, но пользоваться им пока не удавалось.

Пару раз ко мне приставали в Воронеже с просьбой скинуть деньги “на общак”, но я их убедил, что их общаком не пользовался, поэтому и класть туда ничего не буду. С тех пор не беспокоили меня. А так, чтобы серьезно угрожали – подобного не припомню.

 

А чем в первую очередь опасна профессия дальнобойщика?

— Основная опасность – не в криминальных моментах, а в уровне ответственности, в постоянном риске попасть на деньги. Водитель должен тщательно контролировать процесс погрузки, чтобы никаких проблем с грузом, упаковкой и креплением не было, иначе в случае чего он будет отвечать по полной программе. В особенности это касается погрузки бытовой техники.

Как-то раз в центре распределения пытались украсть 2 паллета охлажденного лосося, а это солидные деньги. Хотели списать все на недостачу. Я говорю – это нереально, вот все поддоны, будем пересматривать записи видеокамер. Работники склада сразу – а, нашли, их в сторонку отставили. В общем, на погрузке и выгрузке нужно быть постоянно начеку.

 

А почему Вы выбрали эту работу, если все так плохо?

— Во-первых, я не люблю большого скопления людей, активного общения, предпочитаю быть сам по себе. Во-вторых, когда я только начинал, заработные платы были выше. В-третьих, мне всегда хотелось путешествовать, посмотреть страну. Ну и придорожные заведения, женщины… Романтики дорог захотелось.

 

Проституток много на трассе встречаете?

— Их сейчас редко встретишь. Когда в конце 2000-х гг. я работал на междугородних маршрутах, на воронежской окружной их было пруд пруди на каждой заправочной станции и стоянке. Однако сегодняшняя ситуация внесла свои коррективы. После 2011 года продажных женщин на трассе становилось все меньше, а сейчас их вообще практически нет. На казанской окружной они еще встречаются иногда, а в других местах, где раньше их было много, сейчас никого не найдешь.

 

Есть ли опасность во встречах с продажными женщинами?

— Конечно, опасность есть, но контрацептивы выручают. В целом же, это обыкновенные проститутки, которых сопровождают обыкновенные сутенеры.

 

Вы семейный человек?

— Я не женат, но нахожусь в отношениях с одной женщиной.

 

Вы один ездите? Сменщиков нет?

— Один. Сменщики – это про большие транспортные организации. До этого у меня был сменщик.

 

Есть ли проблемы с режимом?

— Время от времени вынужден ограничивать себя в пище и ночном отдыхе. Существует строгий график перевозки: если будет опоздание, тебя могут просто развернуть назад. Поэтому и приходится ехать с Петербурга до столицы ночь напролет без отдыха.

Остановки на перекус, конечно, возможны, если время позволяет. А вот недостаток сна частенько ощущаешь на себе. Бывает, целые сутки не удается поспать, но после рейса, как правило, появляется возможность хорошо отдохнуть. Всего 4 часа сна за ночь – не редкость для дальнобойщика, если выбился из графика. В среднем водители спят не больше 6 часов в сутки.

 

А были предложения перевозить контрабандные грузы?

— Лично мне таких предложений не делали. Я думаю, нужно к кому-то в доверие войти, чтобы появились подобные предложения.

 

Какой автомобиль Вы считаете идеальным?

— Сегодня довольно много добротных большегрузов. Я вот уважаю Volvo. Предел моих мечтаний, конечно, — восьмисотый Kenworth, капотный тягач американского производства. А работать мне приходится на МАЗ “Простор”.

 

В каком состоянии сейчас находятся российские трассы?

— В последнее время ситуация значительно улучшилась. Практически все трассы поддерживаются в приличном состоянии. В 2000-х годах ситуация была плачевная даже в мегаполисах, к примеру, в Воронеже – там я как-то раз застрял колесом в канаве и был вынужден включить блокировку дифференциала для продолжения пути.

 

В каких областях самое хорошее состояние автотрасс, а в каких самое плохое?

— Проблемы с дорогами были в свое время в Саратовской, Волгоградской областях, но сейчас ситуация везде нормализовалась.

 

Где больше всего нравится бывать?

— В Санкт-Петербурге, Воронеже, Белгороде. А вот к Поволжью (Саратов, Пенза) у меня душа не лежит. Я предпочитаю ездить по западным маршрутам, поближе к Европе. Почему – даже объяснить не могу.

 

Какие грузы чаще всего приходится возить?

— В последнее время вожу чаще всего минералку. Прибываешь в пункт назначения, выгружаешься, а в обратную сторону берешь то, что предложит логист. Перевозкой опасных грузов занимаются дальнобойщики, прошедшие специальное обучение. Я вот такие не вожу. Самые дорогие из тех, что приходилось возить, – табачная продукция.

 

Табак – самый дорогостоящий груз? Серьезно?

— Да, ничего удивительного. Сигареты стоят дорого, а в большегруз на 82 куба войдет уйма упаковок. Во время перевозки табака тебя даже охранник сопровождает. А самый дешевый груз – плиты из железобетона, макулатура. На стоимость перевозки больше всего расстояние влияет. А в целом, не я решаю, какой мне груз перевозить.

 

А как Вы относитесь к системе “Платон”? Неудобства возникают из-за нее?

— Мне эта система совсем не мешает. Существует особая глушилка для включения в прикуриватель и глушения бортового оборудования. Кто-то из водителей его в принципе не включает, но если будет зафиксирован проезд с выключенным оборудованием под рамкой контроля, придется платить штраф 5 тысяч рублей.

Я езжу на автомобиле работодателя и на “Платон” не трачусь. Просто начальник требует, чтобы мы двигались по маршруту с выключенным устройством. Я к этому отношения не имею, я наемный работник.

 

Можно ли в нашей стране заниматься перевозками и не давать взятки?

— Если правила соблюдаешь, взятки давать не нужно.

 

А у Вас часто нарушения бывают?

— Скорость только изредка превышаю. Случались нарушения весогабаритных показателей, но сейчас такого практически не бывает. С перегрузами ездят чаще всего зерновозы и самосвалы, ДПС их тормозит, но те дальнобойщики знают, как с ними разговаривать – деньги дают сколько нужно и продолжают путь.

 

Случалось ли быть свидетелем стрельбы на трассе?

— Знаю, что в 90-е это было обычным явлением, но сам с подобным не сталкивался.

 

Что Вы скажете о массовых стачках?

— 2 года назад хотели организовать стачку “против системы “Платон”, но те, кто был поначалу самым активным, в последний момент струсили и отказались от участия. Это и понятно, кто же хочет остаться без клиентов? Откажешься ехать – отправители найдут другого перевозчика, а ты останешься без работы. Водители не хотят такого сценария.

 

Иными словами, система подстроила людей под себя и все сдались?

— Именно так, на то она и система.

 

Есть мнение, что если около закусочной стоит много дальнобойщиков, то место хорошее. Это так?

— Нет, я, например, смотрю на полицию. Если их машина стоит около заведения, понятно, что там вполне себе прилично.

 

Кто чаще всего выбирает профессию водителя большегруза?

— Среди нашего брата кого только нет. Можно встретить бывших полицейских, военных, людей с высшим образованием. Контингент разный.

 

Бывают ли провокации со стороны дальнобойщиков на аварии?

— Вы про автоподставы? Нет, я с таким не сталкивался.

Очень раздражают “обочечники”, которые хотят объехать дорожный затор и только усугубляют ситуацию. Им же так или иначе все равно придется вставать в этот ряд.

Аварий очень много. Трупы частенько вижу, я к этому уже привык. Автомобили бьются, загораются. Гибнет масса водителей и пассажиров.

 

А есть желание перебраться, к примеру, в Польшу, где зарплаты выше?

— Желание есть, но ведь лень-матушка, это для меня слишком утомительно. Да, там дальнобойщики получают больше, но на полном серьезе я это никогда не рассматривал. Это все лень.

 

А есть женщины-дальнобойщицы?

— Да, и очень даже симпатичные бывают. Мне встречались такие, но до общения дело не доходило. Их мало на самом деле.

 

Обстановка на трассе в плане соблюдения правил дорожного движения улучшается? Нарушений меньше стало?

— Да, сейчас дисциплина вождения у многих повысилась.

Автостопщиков приходилось подбирать? Если да, то как часто?

— Редко подвожу таких, краж боюсь. Однажды решил подбросить одного парня до Петербурга, а он украл накладные на груз за предыдущую перевозку. Они вот ему вообще не нужны, обналичить их все равно не получится, зачем брал тогда? Быть может, украл их, потому что ничего другого под руку не попалось. После этого случая никого не подбрасываю.

Благодарю, Олег! Успехов в работе!

Власти планируют уравнять штрафы за перегруз

Проект закона об уравнивании штрафных санкций за нарушение весогабаритных показателей одобрен в первом чтении. Имеют ли смысл подобные меры и каковы их возможные последствия?

В начале ноября текущего года Государственная дума одобрила в первом чтении проект закона об уравнивании штрафных санкций за нарушение весовых или габаритных показателей для всех собственников грузового автотранспорта независимо от формы владения. Это свидетельствует о том, что размеры штрафов для частных лиц, полученных на непередвижных постах, увеличатся во много раз и достигнут:

— за превышение весовых или габаритных показателей на 2-10% — 100000 рублей;

— за превышение весовых или габаритных показателей на 10-20% — 250000 рублей;

— за превышение весовых или габаритных показателей на 20-50% — 350000 рублей;

— за превышение весовых или габаритных показателей на более 50% — 400000 рублей.

В актуальной форме статья 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предполагает наказания и для водителей (относительно мягкие), и для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (максимальные). Иногда ИП удается избежать больших штрафов. Они при этом делают заявления о том, что их водители по своему желанию совершали перевозку грузов для персонального пользования. В начале 2019 г. Конституционный суд посчитал подобное положение вещей неправильным, ибо в отдельных случаях перевозчики не могли предоставить доказательств того, что груз перевозился именно для личных, а не коммерческих целей.

Власти решили вопрос радикально, методом уравнивания штрафных санкций для водителей и ИП. Если глава государства подпишет проект закона, сам термин “перевозка для личного пользования” потеряет актуальность: все будут получать одинаковые штрафы за перегруз.

Идти на уступки неуместно

Понять логику нововведений, на первый взгляд, довольно просто: большегрузы физических лиц, перевозящие грузы для личного пользования, причиняют дорожному покрытию такой же вред, что и грузовики крупных транспортных организаций.

Глава ассоциации “Дальнобойщик” В. Войтко сообщает, что вопрос об уравнивании штрафов за нарушение весогабаритных параметров обсуждается с 2017 года. И это абсолютно нормально. Контролирующая скоростной режим камера штрафует и студентов, и пожилых людей, и такси, и автомобили государственных предприятий. В этом случае ситуация аналогичная: автомобиль, который движется с перегрузом, портит дорожное покрытие независимо от того, кто является его собственником.

В таком случае непонятно: почему раньше наказания за перегруз для частных лиц были намного мягче, чем для ИП?

Глава юридической организации “Богатов Групп” С. Богатов рассуждает, что законом изначально подразумевается, что юридическое лицо намного богаче индивидуального предпринимателя, а ИП богаче частного перевозчика. Следовательно, в законодательстве часто прослеживается ориентация на то, что чем выше уровень дохода у нарушителя, тем строже должно быть наказание. Этим и обусловливается сильный разброс в величине штрафов.

Количество частников, перевозящих грузы для индивидуальных нужд, на дорогах России

Глава ассоциации “Дальнобойщик” утверждает, что на частных лиц в РФ зарегистрировано малое количество большегрузов. Собственниками 90% всех грузовиков являются компании либо индивидуальные предприниматели. “Серого рынка” по факту нет в России. Да, по трассам тоже ездят деревенские жители на собственных тракторах, но если говорить о системных грузоперевозках, то большегрузов, зарегистрированных на физических лицах, почти нет.

В. Войтко рассуждает, что если не будет ИП, то и у клиента не найдется оснований для оплаты перевозки.

В этих случаях часто практикуются дробление больших парков автотранспорта, которым владеют компании, и перерегистрация большегрузов на ИП. Однако применяются такие практики не только и не столько для смягчения штрафных санкций, сколько для урегулирования налогового вопроса.

Количество судебных разбирательств увеличится

С. Богатов считает, что новый проект закона не сможет полностью устранить проблему перегруза на дорогах России.

— Будет ли подобные меры иметь эффект? Я очень в этом сомневаюсь. Весогабаритные параметры устанавливались для того, чтобы минимизировать количество перевозок с нарушением весогабаритных показателей без возмещения ущерба покрытию автодорог. Вот только экономика перевозок и сроки предоставления разрешительных документов подчас становятся причиной того, что транспортным организациям приходится идти на хитрость и перевозить тяжеловесные грузы без специальных согласований.

Богатов не сомневается, что наиболее ощутимым последствием одобрения законопроекта станет увеличение числа тяжб в суде между собственниками автотранспорта и теми, кто на нем ездит.

— Быть может, транспортные организации иногда будут пытаться перекладывать эту ответственность на водителей. Сомневаюсь, что подобных случаев будет много, но их точно не избежать.

Иной вопрос, что если водитель не будет ответственным за контроль весогабаритных параметров и если будут возникать проблемы с оформлением трудовой документации, то водители будут вполне свободно (не идеально, само собой) себя чувствовать, рассуждает С. Богатов.

В. Войтко тем временем заявляет, что у весогабаритного контроля в настоящее время имеются и иные проблемы, которые требуют оперативного решения. Одна их них касается сбоев в работе устройств для измерения веса.

— Изготовители оборудования для измерения веса без утайки заявляют, что в 5% случаев устройства могут выдавать неточные значения. Иными словами, грузовик, движущийся без перегруза, двадцать раз без проблем преодолеет весы и один раз заработает незаслуженный штраф, выписанный из-за перебоев в работе оборудования, — рассуждает Войтко.

Подписание нового закона не помешает стабильной работе отрасли и не создаст особых проблем для абсолютного большинства перевозчиков. Оно сделает акцент на появившейся тенденции к уравниванию ответственность между физическими лицами и ИП (наглядный пример – корректировки, внесенный в закон о тахографах 01.11.19 г.). Нововведение усложнит жизнь отдельных перевозчиков, однако большинство специалистов не сомневается в его обоснованности, поскольку дорога разрушается под весом грузовика, движущегося с перегрузом, вне зависимости от того, кто является его собственником.

В РФ ожидается повышение цен на шипованную резину

Представитель комитета Государственной думы по транспорту и строительству А. Васильев, единоросс, инициировал повышение цен на шипованные автомобильные шины. Эту меру чиновник предусматривает вместо ограничения скоростного режима до 80 км/ч на всех автотрассах зимой. Такая информация на днях была получена от известного информагентства.

Единоросс считает, что самое страшное из всех предложений государственной компании “Автодор” — ограничение скоростного режима на всех автотрассах общего пользования по РФ до 80 км/ч в зимний период. Эту новость все южане воспримут негативно, ведь в их регионах зима как таковая отсутствует, а снега не бывает годами. Эта инициатива является крайне спорной, поскольку в таком случае водителей будут штрафовать не только за шипованную резину, но и за нарушение скоростного режима. По этой причине в первую очередь необходимо использовать современные технологии. Ограничение скоростного режима можно не вводить, но, к примеру, стоит ввести компенсацию за их вред в качестве акциза при реализации такой шипованной резины. Иными словами, цена шипованной резины может повыситься.

Васильев сообщил, что метод, который предлагает “Автодор”, успешно используется в Финляндии.

Депутат считает, что этот момент является противоречивым. Да, если строить дороги из самых низкопробных материалов, то, понятное дело, шипованная резина нанесет им существенный вред. А если не экономить на строительстве дорог, использовать при этом современные технологии, то шипы уж точно им угрожать не будут. Государственная компания предложила это решение, позаимствованное у Финляндии, где на трассах сохраняют ледяной накат и не чистят до асфальтового покрытия. Это северная страна, и ее опыт нелогично перенимать для использования по всей территории России. У финнов на самом деле есть ограничения скоростного режима из-за использования шипованной резины, однако в России это не сработает.

Помимо этого, чиновник предложил рассмотреть пример Эстонии, где граждан принуждают летом снимать шипы с автомобильных колес.

Депутат объяснил, что на эстонской границе, если при наступлении лета приезжает автомобиль на шипованной резине, водителю дают плоскогубцы и заставляют вытаскивать все шипы из колеса. В летний период передвижение на шипованной резине – не только шумно и неудобно, но и опасно, ведь шипы на резине не могут обеспечить безопасности вождения автомобиля в теплое время года.

До этого стало известно, что “Автодор” инициировал сокращение сроков эксплуатации шипованных колес.

Строительство автотрассы М-11 “Мск-Спб” завершилось, но ее открытие состоится позже

Дорожные службы уложились в согласованные сроки, до конца выполнив весь объем строительных работ на последнем отрезке платной автодороги М-11 “Мск-Спб” от Тосно до Петербурга. Однако точная дата открытия движения автомобилей пока не известна.

Как известно, не так давно первый замминистра транспорта И. Алафинов уверял, что участок автодороги М-11 с 646 по 684 км будет достроен к середине ноября. А 13.11.19 г. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору заявила о выдаче Северо-Западным управлением министерства компании-застройщику – ООО “Магистраль двух столиц” — заключения о соответствии последнего участка автотрассы нормативам проектных документов.

По информации от представителей службы, упомянутое заключение было выдано в связи с окончательным завершением строительных мероприятий на скоростной автотрассе “Мск-Спб”.

Однако о точной дате введения отрезка дороги в эксплуатацию госкомпания “Автодор” пока не сообщает, лишь отмечая, что официальное движение должно быть запущено не позднее 30.11.19 г. Хотя об этом же ранее рассказывал первый замминистра транспорта, обращая внимание на то, что между окончанием строительства и запуском должно быть время для подготовки всех сопутствующих документов.

Как известно, строительство автотрассы “Мск-Спб”, которая задумывалась как платный дублер федеральной дороги М-10 “Россия”, стартовало 7 лет назад. Ранее предполагалось, что движение по трассе запустят к открытию ЧМ по футболу, который проходил в России летом прошлого года, но по ходу работ сроки открытия дороги отодвигались не один раз.

Так, дата сдачи в эксплуатацию отрезка дороги от Тосно до Северной столицы отодвигалась из-за того, что в ходе работ вдоль трассы строители наткнулись на древнее поселение: чтобы сохранить археологическую ценность, дорогу нужно было проложить в обход, а для этого следовало сначала получить соответствующие разрешения. Требуемое согласование вопроса было получено в середине лета 2019 г.

Кроме того, важно учитывать, что восьмой этап трассы, где сейчас завершилось строительство, фактически не является последним: на автодороге сохранится “пробел” вблизи Твери. Обход этого города (со 149 по 208 км) вынесли во 2-ю очередь, и сейчас продолжаются проектировочные работы. На данный момент информации о начале строительных работ нет.

Согласно тарифной сетке, размещенной на ресурсе оператора “Автодор-Платные дороги”, в настоящее время проезд по трассе от Солнечногорска до Тосно для грузовиков исходя из того, к какой категории они принадлежат, обойдется в 1330-1980 руб. (без транспондера) и в 821-1188 руб. (с транспондером T-pass). В стоимость не входят отрезки с 15 по 58 км (в этом случае цены определяет другой концессионер) и с 646 по 684 км, так как он еще не введен в эксплуатацию.

Ранее первый замминистра транспорта сообщал, что проезд по всей автотрассе М-11 длиной 669 км для легковой машины будет стоить около 2000 руб.