Рекордные объемы грузооборота российского автотранспорта

 

За прошедший год грузооборот отечественного автотранспорта прирастал рекордными объемами, составив более 280 млрд. т⋅км. По данным статистики прирост только предшествующих 3 лет составил 10%.

Сведения Росстата указывают, что рост грузооборота автотранспорта за 2021 г. увеличился на 14 млрд.  т⋅км. – относительно 2020 г. прирост составил 5%. Полученные цифры вполне предсказуемы с учетом обрушившейся в 2020 г. пандемии, малой грузовой базы, глобального упадка рынка грузоперевозок. Но более впечатляющая динамика наблюдается по вполне благополучному временному отрезку за 2018-2019 гг., когда наблюдался рост 10% и 4% соответственно.

В рамках транспортной отрасли грузооборот автотранспорта позволил получить впечатляющие показатели прироста за последние 3 года. Лучших успехов по аналогичному периоду удалось достичь лишь авиаперевозкам, где прирост составил 18% по отношению к 2018 г. Аналогичные данные по внутреннему водному транспорту составили всего 5%, ЖД вырос на 1,6%, а по морским перевозкам получилось сокращение почти на 5%. При этом общий объем грузооборота РФ повысился с 2018 г. всего на 1%. Иными словами, по автотранспортному сектору прирост значительно превышает средние по отрасли показатели.

Согласно мнению экспертов, в последние годы отрасль переживает значительные трансформации цепей поставок. Немалую роль тут сыграла пандемия, вызвав существенный уход в область электронной торговли. Транспортные эксперты считают, что рост объемов грузов, перевозимых автотранспортом, связан с нарушением поставок в силу ковидных ограничений, а также образованием новых связей. Несмотря на прежние темпы роста объемов производства, пробег автотранспорта значительно вырос.

Основную причину происходящего эксперты связывают с трансформацией устоявшихся цепочек, включая возрастающую долю маркетплейсов, электронной коммерции, способствующих нарастанию груженных пробегов.

Аналогичного мнения придерживаются и специалисты МОЭС. Немалое влияние на увеличение объема грузооборота, по их мнению, сыграл прирост электронной торговли, наблюдающийся буквально повсеместно. В данный момент наблюдается тенденция, характерная для складской недвижимости, сместившей приоритеты на электронную коммерцию и ритейл.

Иные специалисты отмечают присутствие фактора накопленного спроса. Следом за снятием ограничений, царивших в 2020 г., люди буквально бросились все покупать. За время пандемии у них получилось сделать накопления, которые теперь стали тратиться на приобретение стройматериалов, товаров народного потребления и т.д. Положение подкрепляется льготными кредитами, ипотеками и льготами от государства для бизнеса, что также способствовало росту спроса. Все это стало причиной резкого бума повсеместного спроса.

Примечателен тот факт, что аналитики прогнозировали начало восстановления российского рынка грузоперевозок лишь на 2022 г. Еще весной 2020 г. отмечалось, что отрасль сумеет начать постепенно восстановиться в последующие годы при условии господдержки, а также отсутствии появления негативных сценариев.