Комментарии Министерства транспорта относительно перспектив и возможностей систем весогабаритного контроля

Во время проходящей в столице конференции “Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности-2019” сотрудник транспортного ведомства предоставил информацию о продвижении работы над внедрением автоматизированной системы весогабаритного контроля.

Сотрудника Минтранса интервьюировал репортер сайта “Грузовики и дороги”.

Мы ведем беседу с Г. Волковым, исполняющим обязанности руководителя департамента государственной политики в сфере дорожного хозяйства транспортного ведомства России. Приветствуем Вас, Григорий!

— Здравствуйте!

Вопрос внедрения автоматизированной системы весогабаритного контроля является одним из ключевых на текущей конференции. Просим Вас поделиться информацией о действиях, предпринимаемых ведомством для ускорения процесса.

— Всем известно содержание президентского указа от 07.05.18 г. Согласно документу Министерство транспорта разработало нацпроект “Безопасные и качественные дороги”, предусматривающий организацию мероприятий по стимулированию сохранности автомобильных дорог, в частности – разработку и внедрение автоматизированной системы весогабаритного контроля. На федеральных трассах будет оборудовано 387 рамок весогабаритного контроля.

На трассах в регионах сначала была запланирована установка 366 рамок, но сейчас мы осознаем, что их количество значительно увеличится. Количество “рубежей” на местах приближается к 500.

Если система будет с успехом внедрена, грузоперевозчики объехать рамки по местным трассам просто не смогут.

Если ли информация относительно сроков внедрения АСВГК на федеральных и местных трассах?

— Сейчас в некоторых областях эти рамки уже обустраиваются, присутствуют около 20 рамок на федеральных трассах. Активный этап внедрения системы начнется в следующем году. В текущем году на местных трассах будет установлено около 90 систем весогабаритного контроля, в 2020 г. — приблизительно столько же; ожидается продолжение работ по развитию федеральной системы. До декабря 2024 г. система будет полностью внедрена.

То есть система будет одновременно внедряться и на федеральных и на местных автодорогах?

— Да, эти работы ведутся одновременно. Также мы делаем все возможное для унификации имеющейся нормативно-правовой базы, чтобы требования к грузоперевозчикам и автоматизированной системе весогабаритного контроля были идентичны во всех областях России, чтобы водителю не нужно было разбираться, почему в одном месте он получил штраф, а в другом – нет.

Принимаете ли Вы к сведению инициативы бизнесменов? Какие из них будут полезны для разработки и внедрения системы?

— Грузоперевозчики сегодня акцентируют внимание на открытости работы транспортного ведомства. Для нас очень ценно их мнение, мы всеми способами стараемся привлечь грузоперевозчиков к совместной работе. Функционирует рабочая группа, отслеживающая процесс разработки автоматизированной системы весогабаритного контроля. Ведется реестр поступивших замечаний к функционирующей и разрабатываемой системам. Все полученные вопросы и замечания мы учитываем, ведем тщательный разбор каждого случая.

Когда станет известно, кто выступит оператором новой системы и будет ли это один оператор на федеральных и местных автодорогах?

— Я считаю, что для лучшего развития конкуренции нужно привлечь к работе несколько операторов. На федеральных трассах определенно будет один оператор, все этапы функционирования автоматизированной системы весогабаритного контроля будут контролироваться одним оператором. Также необходимо определиться со схемой ведения единой базы нарушителей и оповещения грузоперевозчиков о наличии у них нарушений.

Обязательное требование грузоперевозчиков – обеспечение информирования о проезде транспортного средства с нарушением.

Если каждый отдельный регион будет вести собственную систему оповещения, у нас не получится проинформировать грузоперевозчика вовремя. С учетом этого мы разрабатываем механизм – единый личный кабинет, который будет находиться в федеральной системе и принимать данные от местных систем. У областных систем будут разные операторы – это условие не обсуждается, поскольку, если управлять регионами будет один и тот же оператор, эффективность систем будет очень низкой и мы не сможем использовать свежие решения, которые будут применять коллеги.

 

Во время конференции проходило обсуждение на тему разработки федеральной АСВГК. Во время переговоров один из участников, сотрудник транспортной компании “Деловые Линии” А. Лашкевич, назвал основные проблемы автоматизированной системы весогабаритного контроля, которые чаще всего приходится решать грузоперевозчикам. Среди них больше всего проблем технического плана – неточности, имевшие место во время монтажа рамок и ставшие причиной их неправильной работы, а также неточности в фиксации массы большегрузов, водителям которых приходится тормозить перед контрольными пунктами. Другая проблема, волнующая абсолютно всех грузоперевозчиков – слишком высокие штрафы даже за минимальный перегруз. Представитель ТК “Деловые Линии” инициировал внесение в Кодекс об административных правонарушениях соответствующих изменений и снижение штрафов на минимальное (5-20%) превышение разрешенной нагрузки в несколько раз.

Лашкевич выступил с предложением о предусмотрении возможности привлечения отправителя груза к ответственности за перевес при условии, что он намеренно исказил данные о массе груза, обозначенные в перевозочных документах, и этим самым ввел грузоперевозчика в заблуждение. Еще он предложил устанавливать рядом с автоматизированной системой весогабаритного контроля информационные экраны, которые будут оповещать грузоперевозчиков о нарушении в реальном времени, что позволит им быстро ликвидировать перегруз.

Справочная информация: штрафы за нарушение весогабаритных ограничений для должностных лиц и компаний довольно велики. Их величина зависит от фактического перегруза. В каждом случае нарушения, зарегистрированном устройствами автоматического контроля, должностное лицо либо компания выложит от 150000 рублей (если перегруз менее 10%) до 500000 рублей (если перегруз более 50%).