Министерство транспорта снова сообщило о планах повышения тарифов на проезд по платным дорогам

 

Минтранс не теряет надежды на повышение предельных тарифов (ПТ), уплачиваемых за проезд по платным трассам. Год назад ведомство вносило аналогичное предложение, но тогда оно не встретило должной поддержки. После проведенных доработок Минтранс снова выдвинул на обсуждение свой проект, причем если для грузовиков тариф был слегка пересмотрен в меньшую сторону (с 16,5 до 14,5 руб.), то для легковушек он так и остался на прежнем уровне.

В случае принятия предложенного проекта размер повышения составит от 1,5 до 2,5 раз. Таким образом, для легковушек максимальная цена проезда подорожает с нынешних 3 руб. до 5 руб. по реконструированным и 8 руб. по новым платным трассам.

В настоящее время предельная стоимость проезда не учитывает тип трассы, однако Минтранс планирует ввести такое разграничение, мотивируя его необходимостью учета размера затрат на ее реконструкцию либо возведение. Помимо этого, повышение затронет и другие виды проезда -по построенным/реконструированным в рамках концессий трассам, по платным искусственным сооружениям и т.д.

Для чего это делается?

Годом ранее Минтранс обосновывал необходимость роста тарифов до общеевропейского уровня, подчеркивая при этом, что низкие тарифы негативно сказываются на инвестиционной привлекательности вложения средств в данные проекты, что тормозит дальнейшее развитие сети платных магистралей. Текущей осенью мотивация поменялась и основными факторами выступают рост себестоимости затрат на проведение работ, а также морально устаревшие тарифы, не менявшиеся с 2015 г.

Согласно ожиданиям чиновников, рост ПТ позволит лучше соответствовать изменениям экономической ситуации, улучшить окупаемость проектов, сделать их привлекательнее для инвесторов, что в свою очередь позволит уменьшить необходимость вливаний из федерального бюджета. Благотворно это должно сказаться и на протяженности самих дорог, которая, согласно прогнозам, должна возрасти с 1,9 тыс. км. до 3 тыс. в 2024 и 5,25 тыс. в 2035 гг.

При этом ведомство делает акцент на том факторе, что рост ПТ – это возможность, а не обязанность к росту размера оплаты, и что конечные цифры будут приниматься операторами в зависимости от целесообразности такого повышения.

Как это отразится на ценах

У идеи повышения тарифов есть и свои противники. Например, глава ассоциации грузового автотранспорта считает, что для роста тарифов сейчас время самое неподходящее, так как у транспортников и без этого хватает своих проблем, выражающихся в удорожании запчастей, стоимости обслуживания автопарка, нарушении логистических цепочек, смены игроков на рынке, введенных санкций и т.д. Все эти факторы, напротив, указывают на необходимости господдержки сектора в форме льгот, скидок. Еще один аргумент противников ПТ – вытекающий из него рост транспортных услуг, что в конечном итоге отразится на цене товаров и уровне жизни простых людей.

Не осталось в стороне и Минэкономразвития, считающее, что ПТ будет иметь противоположный желаемому эффект – автовладельцы будут все больше переходить на бесплатные автотрассы, в результате чего сроки окупаемости инвестпроектов могут значительно ухудшиться.

Минтранс придерживается противоположного мнения, считая незначительным фактором возможность роста цен в силу повышения тарифов и указывая на рост проездов по платным трассам на 400% за последние 6 лет (справедливости ради стоит отметить, что протяженность самих трасс за аналогичный период возросла на 290%).

Обсуждение текущей версии проекта закончилось в конце октября, затем документ был подан на в Минэкономразвития на повторное согласование. Следовательно, в случае успешного принятия решения изменения смогут вступить в силу не ранее конца 2022 – начала 2023 гг.