“Платон” превратится в современное приложение для перевозчиков грузов

 

Генеральный директор “РТ-Инвест Транспортные системы” А. Замков рассказал о результатах работы государственной системы, интеллектуальных автотрассах для большегрузов-беспилотников и новых направлениях развития логистической сферы.

Анализ воздействия эпидемии коронавирусной инфекции вызвал необходимость получения оперативной и актуальной информации от всех экономических отраслей России, а также от отдельных организаций. Одним из главных показателей состояния сфер перевозки грузов автотранспортом и логистики являются статистические данные госсистемы “Платон”, на базе которых, в том числе, Министерство экономического развития каждый год определяет индекс финансовой активности. Кроме того, неблагоприятная эпидемиологическая обстановка укрепила тренд глобальной цифровизации, использования интернет-приложений и ускорения перехода на электронные технологические решения. О том, какие сведения “Платон” предоставляет стране, и о “цифровых” перспективах госсистемы поведал в интервью известному изданию А. Замков, гендиректор организации-оператора федеральной системы “Платон” — “РТ-Инвест Транспортные системы”, глава ассоциации “Цифровой транспорт и логистика”.

Чем объясняется такая значимость сведений “Платона”, которую они приобрели во время эпидемии коронавирусной инфекции?

— Причина, разумеется, — не COVID-19. Эпидемия стала еще одним доказательством значимости применения сведений и цифровых возможностей, имеющихся на данный момент у страны. “Платон” — не имеющий аналогов на сегодняшний день цифровой источник актуальных и юридически значимых сведений об интенсивности передвижения грузового транспорта по федеральным автотрассам. Данный факт является общепризнанным, в частности, его признали федеральные структуры, профильные специалисты, сотрудники аналитических отделов логистических фирм. Кроме того, накопленная информация за более чем 4 года функционирования “Платона” позволяет объективно проанализировать сложившуюся на рынке обстановку, сравнить потребителей по месяцам, дням, часам, спрогнозировать, как будет развиваться ситуация в дальнейшем.

Что это за информация?

— Мы каждый день, а, бывает, и чаще по требованию российских властей, Министерства транспорта, Федерального дорожного агентства и прочих ведомств создаем массив сведений и проводим сравнительный анализ касательно прошлого года по пробегу грузового автотранспорта, интенсивности движения в общем, по принадлежности перевозчиков грузов к той или иной отрасли либо региону, по числу пересечений фурами границ России на въезд и выезд. К примеру, сразу после введения ограничительных мер из-за коронавируса огромную значимость имела информация о деятельности ритейлера для оценки того, насколько стабильно поставляется продукция первой необходимости. После этого стали оценивать, как после кризиса в середине весны к летнему сезону улучшится функционирование прочих участников рынка – логистических фирм, строительных, сельскохозяйственных организаций.

В нашей системе на данный момент — 600000 перевозчиков грузов с 1,4 млн большегрузов. И их можно классифицировать по форме владения и множеству других показателей.

И все эти сведения — “живые”, регулярно изменяемые в режиме реального времени.

Эту информацию собирает особое оборудование в большегрузах?

— Это целый набор источников. Сведения собираются с помощью развернутой при формировании госсистемы инфраструктуры государственного масштаба. Практически 500 контрольных рамочных конструкций в круглосуточном режиме фиксируют проезд большегрузов. Объективность достигается благодаря тому, что они размещаются на тех участках, где движение максимально интенсивное. Их местоположение определялось по математической модели для эффективности отслеживания движения и создания одинаковых условий для всех перевозчиков грузов. Кроме того, сканеры и средства фото- и видеофиксации на конструкциях позволяют достичь самого высокого уровня распознавания автомобилей и их номеров – свыше 99%. Суммарное пройденное расстояние зависит от километража применяемых перевозчиками грузов маршрутных карт и геодезической информации с бортового оборудования, соотносимых графом дорог – неповторимой цифровой моделью всех федеральных трасс, которая позволяет с точностью до 100 см определить сумму, которую необходимо уплатить за преодоленное расстояние.

Рассматривая популярную сейчас тему ввода в эксплуатацию большегрузов-беспилотников, специалисты зачастую отмечают, что это не представляется возможным без “ответственных” коммуникационных, навигационных, геоинформационных инструментов, призванных обеспечить распределение ответственности между пользователями и собственниками автодорог, создателями технологических решений беспилотного движения. С этой точки зрения “Платон” является первой и на данный момент не имеющей аналогов “ответственной” геоинформационной платформой на отечественных трассах, обеспечивающей точность определения размера платы, а не просто общей информации для перевозчика по маршруту движения.

Может ли инфраструктура системы применяться для ввода в эксплуатацию беспилотных большегрузов?

— Она определенно может выступить в качестве основного компонента “умных” автодорог для беспилотных автомобилей на федеральных автотрассах. Причем такая инфраструктура уже готова к использованию. К тому же она имеет защиту каналов передачи сведений. Мы создали хороший задел в технологическом развитии цифровых инфраструктурных элементов. Все решения — отечественные, что представляет большую важность для технологической независимости.

Сегодня беспилотники на федеральных автодорогах представляются чем-то из ряда вон выходящим, однако это наиболее с финансовой точки зрения понятное бизнес-решение, если сравнивать со вводом в эксплуатацию большегрузов-беспилотников в больших городах.

Оно в 2 раза более оправдано и выполнимо, к примеру, на автодороге М11 “Нева” между столицей и Северной столицей, на М4 “Дон” и на формируемом транспортном коридоре Евросоюз – Западный Китай. Правда, уже сегодня нужно начинать процесс цифрового наполнения сформированной дорожной инфраструктуры, проверять разные решения: найденные в России, иностранных разработчиков, производителей автомобилей.

К слову, ассоциация “Цифровой транспорт и логистика” совместно с фондом “Росконгресс” организовала в середине лета профессиональную Интернет-сессию по данной тематике. Лучшие специалисты подчеркнули, что первыми полноценными беспилотными перевозками будут именно рейсы большегрузов, выполняемые на основных федеральных автодорогах, и озвучили срок реализации проекта – ближайшие 5 лет.

Если затронуть тему статистики системы, к августу рынок перевозок грузов вернул свои позиции после апрельского кризиса?

— Суммарный пробег большегрузов постепенно приближается к прошлогодним показателям. В середине весны на самом деле наблюдался спад, однако потом показатели постепенно начали расти: с -19% в апреле к -8% в середине летнего сезона. В конце лета экономическая активность перевозчиков грузов также восстанавливалась.

К показателям предыдущего года и даже выше уже вернулись представители логистической сферы (сборные грузы), ритейлеры, перевозчики сельскохозяйственной, строительной продукции, товаров добывающей промышленности.

К примеру, в период с 17.08 по 23.08 суммарный пробег большегрузов увеличился на 4%, если сравнивать с таким же периодом 2019 г. Позитивное направление уже задано, каждый месяц в “Платоне” регистрируется все больше большегрузов.

Сведения системы сегодня применяют исключительно государственные ведомства или они доступны и для логистических организаций?

— Применение этих государственных систем, объединение федеральных и корпоративных платформ – вопрос очень актуальный. Это, не сомневаюсь, составит основу будущего развития логистической сферы в направлении цифровизации. Направление задано бизнесом, уже несколько лет быстрыми темпами создающим и использующим инструменты внутреннего электронного документооборота, отслеживания маршрутов и цифрового экспедирования. Однако требуются имеющие юридическую значимость сведения, автоматизация административных процессов на федеральном уровне. И сейчас полным ходом идет процесс тестирования процесса обмена сведениями с одной из самых крупных отечественных логистических платформ.

В целях реализации экспериментальной части проекта перевозчики грузов, имеющие подключение к платформе, соглашаются на получение сведений от федеральной системы “Платон”. Отталкиваемся от пользователя, грузоперевозчик самостоятельно принимает решение о том, какие сведения он будет использовать. Таким образом данные коммерческой платформы накапливаются, обновляются в режиме реального времени. В таком случае грузоперевозчикам не надо дополнительно оснащать машину бортовыми устройствами, все имеется в мобильном приложении. И тут на абсолютно новый уровень выходят трекинг-приложения и инструменты онлайн-мониторинга перевозки груза, которыми могут пользоваться в одно время и клиент, и отправитель груза, и диспетчер, и те, кому грузоперевозчик захочет предоставить доступ к таким сведениям.

Это первые заметные действия, направленные на разработку приложения “цифрового дальнобойщика”, когда система позволяет выполнить дозагрузку по маршруту либо принять груз около точки выгрузки. А клиент в режиме реального времени выбирает грузоперевозчика, ориентируясь на геолокацию, цену и доступные рейтинги. Другие проработанные инициативы будут рассматриваться по результатам экспериментальной работы.

Что ждет госсистему “Платон” в скором времени?

— Практически 5 лет функционирования “Платона” прошли очень быстро и в процессе стабильного улучшения, обновления благодаря налаженной коммуникации с перевозчиками грузов. И тут мы придерживаемся активной позиции в части, к примеру, подключения “Платона” к разрабатываемому инновационному сервису “Безбумажная перевозка грузов”.

Мы намерены продолжать работу в этом направлении, чтобы система превратилась в современное приложение для перевозчика грузов, чтобы обеспечить доступность нескольких федеральных сервисов в режиме “одного окна”.

Кроме того, в инфраструктурном плане нам предстоит решить глобальную задачу: возвести в обозримом будущем 155 добавочных рам и ввести в эксплуатацию 30 контролирующих машин практически на 20000 километрах новых федеральных трасс, которые в течение грядущей пятилетки перейдут в собственность регионов, и на 1500 километрах федеральных автодорог в управлении “Автодора”, на которых в ближайшие 48 месяцев не планируется открытие участков, предусматривающих проезд за плату.

Также мы создали и с успехом испытали новейшее решение для контролирующих автомобилей. Их сканеры и фиксирующие фотокамеры обеспечивают в одно и то же время выявление нарушений в обоих направлениях движения, захват потоков с большим числом полос. Это технологическое решение соответствует запросам перевозчиков грузов, требующих ужесточить контроль нарушителей, которые закрывают номера большегрузов.