Продажи грузовых автомобилей в России остановили восьмимесячную череду падения

В последний месяц осени 2022 г. объем продаж грузового автотранспорта в РФ показал небольшой прирост. Он составил лишь 0,5% к прошлому году, но при этом важно отметить положительную динамику, прервавшую серию отрицательных показателей за последние 8 месяцев.

Весной деятельность ведущих европейских брендов грузового автотранспорта на территории РФ была приостановлена. Позже они и вовсе покинули отечественный рынок, в результате местным перевозчикам пришлось значительно сократить обновление автопарка по причине финансовых, валютных и ряда других трудностей. Это негативно отразилось на реализации новых грузовых ТС в РФ, которые стремительно пошли вниз. В наиболее критические моменты спад составлял 44%. Лишь в последний месяц осени 2022 г. рынку удалось выйти в минимальный, но все же рост, обеспечив +0,5%.

Причиной нарастания продаж могло стать заявление об увеличении сбора на утилизацию с 2023 г., что ожидаемо должно привести к волне роста цен на популярные китайские авто. Уже сейчас известно, что сбор увеличится на прицепную, спецтехнику, а также затронет спецгрузовики в диапазоне 20-50 тонн. К этим категориям относятся бульдозеры, грейдеры, погрузчики, самосвалы.

Ситуация на валютном рынке, складывающаяся в последнее время, повышает привлекательность сделок по покупке китайских грузовиков. С уходом европейских производителей отечественные перевозчики стали обращать больше внимания на автотранспорт из Поднебесной, заметно прибавивший в популярности.

По итогу китайские бренды в совокупности удерживают лидерство на отечественном рынке, забрав даже часть у «КамАЗа». Если на долю Камского автозавода в месяц приходится более 2,6 тыс. проданных автомобилей, что составляет практически третью часть всех продаж, то тройка китайских брендов – FAW, SITRAK, Shacman/Shaanxi – реализует около 2,8 тыс. машин.

Статус самого продаваемого автомобиля получил также китайский SITRAK C7H. В топовом рейтинге наиболее продаваемых грузовиков также присутствуют иные модели из Поднебесной: FAW CA3310 и Shacman/Shaanxi SX3258.

Примечательно то, что продажи за ноябрь 2022 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросли у всех топовых производителей, включая белорусский «МАЗ» — 28,5%. Но к российским маркам это не относится. По итогам прошлого года у «КамАЗ» потери составили 12,4%, у «ГАЗ» – 43,9%.