ОСАГО в 2021 году: основные моменты и важные нововведения

В РФ в настоящее время проходит реформа ОСАГО. Если Вы совсем ничего об этом не знаете, Вам важно изучить готовящиеся корректировки, ведь они начнут действовать уже в текущем году.

Основная часть корректировок в области обязательного страхования автогражданской ответственности вносится в законы России последние 18 месяцев. Летом прошлого года руководство страны утвердило множество поправок в ФЗ “Об ОСАГО”, реализовывать которые ввиду ситуации с коронавирусной инфекции начали только недавно. В текущем году к упомянутым поправкам добавится еще несколько мер, которые определенным образом окажут влияние на процедуру оформления полиса ОСАГО. Что же должны учитывать автолюбители?

 

Наличие нарушений приведет к увеличению стоимости ОСАГО

Ключевое нововведение в сфере “автогражданки” – корректировка схемы определения коэффициента “бонус-малус”. Сейчас страховые организации, определяя цену договора обязательного страхования автогражданской ответственности, будут учитывать не только возраст, водительский стаж и число аварийных ситуаций, случившихся по вине автолюбителя, но и количество серьезных нарушений правил дорожного движения.

Это является одним из тех новшеств, которые были утверждены в летние месяцы истекшего года, но начнут действовать лишь в наступившем году. За счет них полис “автогражданки” для нарушителей должен стать дороже. Какие же случаи несоблюдения правил дорожного движения повлияют на его цену? Только очень серьезные. Полис “автогражданки” подорожает для тех, кто был наказан лишением водительского удостоверения за управление машиной в состоянии алкогольного опьянения, а еще для тех, кто был наказан за игнорирование запрещающего сигнала светофора, движение по “встречке” либо превышение допустимого скоростного режима на 60 км/ч и больше. При этом учитываться будут только нарушения, зарегистрированные больше одного раза.

Как ожидается, данные о нарушителях страховые компании будут получать из особой базы Госавтоинспекции. Иными словами, страховщик направляет особый запрос в ГИБДД, получает ответ об определенном водителе и с учетом этого решает, применять ли повышенный коэффициент. В целом, это будет некий шаг в сторону справедливости, хоть и не очень большой. Ведь, прежде всего, как уже было упомянуто, на стоимость полиса будут оказывать влияние только серьезные нарушения. Для тех, кто нарушает правила, но не попадает под статью, предполагающую лишение прав, а также для перестраивающихся через ряд полос стоимость документа не изменится.

Кроме того, чтобы зарегистрированные нарушения отразились на цене полиса “автогражданки”, автолюбителя в любом случае должен остановить сотрудник ГИБДД. Уведомления о штрафах с камер на стоимость документа не оказывают никакого влияния.

Помимо этого, хотя формально новшества уже одобрены, страховым организациям еще необходимо доработать правила пользования базой Госавтоинспекции и подождать выпуска регламентирующего это правительственного постановления. Как ожидается, это случится в текущем году, но точные даты не называются. Как заявили представители Российского союза автостраховщиков, работа с Госавтоинспекцией по обмену информацией о серьезных нарушениях сегодня находится на этапе отладки. Сотрудники организации отметили, что наличие повторных серьезных нарушений будет только одним из тарифных факторов, которыми воспользуются фирмы, занимающиеся страхованием. В таком случае базовая тарифная ставка как и раньше устанавливается в пределах тарифного коридора, находящегося для техники частных лиц в диапазоне от 2471 до 5436 руб.

 

Дополнительная плата за отдельные категории техники

Помимо нарушителей ПДД корректировки в федеральный закон “Об ОСАГО” касаются еще ряда категорий автолюбителей. Прежде всего корректировки предполагают повышение ставок для юрлиц на транспорт, используемый с прицепами. Иными словами, за то, чтобы на технике с прицепами могли передвигаться наемные работники, компании будут платить больше. Помимо этого, в п. “г” корректировок в Ст. 9 ФЗ отмечено, что при принятии решения о размере базовой ставки страховщик сможет принимать во внимание “другие факторы, оказывающие значительное влияние на риск нанесения ущерба при эксплуатации техники и на потенциальный размер нанесенного ущерба”.

В общем, постановление Банка России, которое позволяет страховым фирмам использовать упомянутые факторы, определяющие риск наступления страхового случая, начало действовать еще 05.09.20 г. Что конкретно к ним можно отнести, определяет каждый страховщик на свое усмотрение. Можно было бы сделать предположение, что прежде всего в категорию риска и повышенных ставок попадают собственники спортивных машин. Однако сами страховые организации на основании собственного опыта подчеркивают, что в эту формулировку объединяются разные показатели транспортных средств. По словам главы сервиса онлайн-страхования Prosto.Insure А. Климова, это не только мощность, но и оттенок, марка/модель, разновидность транспортного средства, когда, например, имеется ввиду большегруз, на который необходимо водительское удостоверение категории “В”. Вот почему учитывать только мощность – неправильно. Имеются обратные статистические данные: с учетом обязательного коэффициента Центробанка собственники легковушек мощностью свыше 150 лошадиных сил оплачивают ОСАГО с повышающим значением 1,6, что уже делает стоимость в целом достаточной (для страховой компании). Как заявил специалист, скорее всего, повышение стоимости полиса может иметь адресный характер, для самых убыточных сегментов – регионов, автолюбителей, попавших в большое количество аварий, и разновидностей техники, подтвердивших высокую убыточность. Для менее убыточных категорий автолюбителей и машин, вероятнее всего, напротив, стоимость ОСАГО значительно снизится для привлечения таких клиентов.

От Российского союза автостраховщиков было получено подтверждение этой схемы. Так, средняя стоимость полиса “автогражданки” после начала действия нововведений почти не изменилась и достигла 5437 руб. (5409 руб. — прошлогоднее значение). И это невзирая на то, что цена так называемой “корзины запасных частей” (обновленные справочники средней стоимости автомобильных комплектующих, материалов и нормочаса работ) за 12 месяцев резко увеличилась на 23% ввиду нестабильности валютных курсов. Итак, персональную работу с каждым автолюбителем можно отнести скорее к позитивным моментам. Во всяком случае, если автомобилист редко попадает в аварии.

 

Заявка на выплаты в Интернете

Помимо вышеупомянутого, в текущем году автолюбители, возможно, смогут рассчитывать на оформление заявки на выплаты по “автогражданке” через Интернет. Это нововведение предусматривается проектом закона, одобренным в конце истекшего года Государственной думой в 1-м чтении. Как ожидается, автолюбителю будет необязательно посылать документацию почтовым отправлением либо приезжать к страховщику лично, как сегодня – потребуется лишь заполнение особой онлайн-формы. Эта форма должна быть доступна и на сайте Госуслуг. Помимо этого, автолюбителям не нужно будет предоставлять свою имеющую повреждения машину на осмотр – будет достаточно снимков и видео повреждений, которые можно отправить посредством приложения “Помощник ОСАГО”.

Корректировки уже одобрили в Российском союзе автостраховщиков, правда озвучив вариант их доработки.

В том числе, в организации предлагают, чтобы на 1-м этапе нововведение распространялось исключительно на случаи возмещения материального ущерба и не касалось причинения вреда жизни и здоровью. По словам представителей союза, повреждения транспортных средств в результате аварийной ситуации на дороге могут быть неявными, а некоторые из них может заметить лишь специалист. Отдельного изучения требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения появились в результате определенного ДТП. Вот почему имеет смысл предоставить страховой компании право на проведение осмотра имеющего повреждения транспортного средства, если данные, полученные через Интернет, не гарантируют определения наличия страхового случая и суммы выплаты.

Вероятно, эти инициативы отразятся в тексте проекта закона. Предполагается, что корректировки представят примерно 15.01.21 г., после чего Государственная дума рассмотрит проект закона во 2-м и 3-м чтении, а потом – направит в верхнюю палату российского парламента и на утверждение главе государства. С учетом явной тенденции на цифровизацию разных услуг, можно утверждать, что рассматриваемый сервис начнет функционировать уже в текущем году.

 

Проигнорировал технический осмотр – не получил выплаты

Еще одно новшество имеет отношение не к самому ОСАГО, а к процедуре получения диагностической карты. Уже в начале весны текущего года ожидается изменение правил прохождения технического осмотра. Теперь автомобилистам будет выдаваться диагностическая карта лишь после визита в автосервис, который авторизовали Российский союз автостраховщиков и Госавтоинспекция.

Сам технический осмотр будет записываться на видео, а работники автосервиса должны будут в режиме онлайн внести в особую базу фото и данные о машине и итогах процедуры. Иными словами, технический осмотр утратит формальность.

Какое отношение это имеет к ОСАГО? Это объясняется тем, что в случае игнорирования технического осмотра автомобилисты не смогут рассчитывать на получение диагностической карты. А она требуется для получения полиса ОСАГО. Кроме того, если у автолюбителя отсутствует актуальная диагностическая карта, страховщик вправе предъявить регрессные требования и не выплатить ему деньги. Ввиду этого, возможно, уже в конце зимы текущего года будет наблюдаться массовый обмен автолюбителями собственных диагностических карт на новые.

По словам представителя движения “Синие ведерки” П. Шкуматова, это объясняется наличием авторизованных пунктов техосмотра даже в столице. Однако их количество не позволяет проверить 5 миллионов транспортных средств. Скорее всего, если автомобилисты не смогут найти “пути обхода”, на пунктах технического осмотра возникнут скопления машин. Желательно не принимать участия в данном эксперименте, подождать 1-2 года и оценить, каким будет итог. Специалист также подчеркнул, что для автолюбителей было бы лучше, если процедуру технического осмотра можно было проводить одновременно с плановым техническим обслуживанием на обыкновенной станции техобслуживания.

В свою очередь в Российском союзе автостраховщиков уверены, что процедура технического осмотра ужесточается в целях противодействия безответственным автолюбителям, покупающим диагностическую карту без фактического прохождения технического осмотра. К слову, вскоре в России вновь введут штраф за игнорирование технического осмотра – 2 тысячи руб. Однако он будет введен только через 12 месяцев после вступления в действие корректировок – в начале весны 2022 г.

 

Нет “автогражданки” — жди штрафа с камер

Возможно, в текущем году автолюбители без “автогражданки” начнут получать штрафы с камер. Поводом для этого может послужить ряд факторов. Прежде всего Министерство юстиции и Министерство внутренних дел рассчитывают на дополнение проекта нового Кодекса об административных правонарушениях нормой, которая разъясняет правила оформления этих штрафов в автоматическом режиме. Как ожидается, штраф 800 руб. за отсутствие полиса будет выписываться автолюбителям не чаще 1 раза за 24 ч.

Согласно законодательству полис должен быть у собственников всех транспортных средств, которые передвигаются по российской территории. Автомобили, зарегистрированные за границей, входят в их число. Но на деле зачастую водители этих автомобилей попросту пренебрегают этим правилом: штрафная санкция за отсутствие полиса ОСАГО – 800 руб., а в случае аварии иностранный автолюбитель просто предлагает второй стороне наличку. Стоит отметить, что штрафы с камер за отсутствие документа к этим автомобилистам по факту не будут иметь никакого отношения: срок привлечения к ответственности иностранных нарушителей равен лишь двум месяцам, к тому же у ФТС отсутствуют данные о технике, прошедшей регистрацию в государствах Евразийского экономического союза.

Кроме того, систему отправки уведомлений о штрафах за отсутствие полиса ОСАГО уже проверили в конце лета 2019 г. в столице. Тогда автомобилисты по почте получали уведомления без штрафов. После этого экспериментальная работа завершилась, а бывший заместитель премьер-министра России М. Акимов заявил, что в 1 квартале прошлого года разработанная система начнет функционировать. Ввиду распространения коронавирусной инфекции это реализовать не удалось, однако с учетом того, что информационная система ОСАГО функционирует, а страна уже оправилась от первого удара вируса-убийцы, возможно, в текущем году штрафы с камер за отсутствие полиса “автогражданки” все-таки начнут выписывать.

По словам представителя движения “Синие ведерки”, система уже готова. Возможно, в текущем году случится ее запуск в режиме ограничений и каком-то определенном субъекте РФ. Также Шкуматов отметил, что проверять наличие полиса необходимо не только у транспортных средств, но и у определенных автомобилистов. По мнению специалиста, крайнее распространение получила ситуация, когда случается авария по вине водителя родом, скажем, из Средней Азии, который управляет такси без полиса “автогражданки”. После этого он говорит, что не будет ничего возмещать, предлагает идти в суд, а сам исчезает в направлении родной страны. Именно против данных водителей, как подчеркивает координатор движения “Синие ведерки”, камеры, вероятнее всего, окажутся неэффективными.

Стоит отметить, что сегодня в РФ без полиса “автогражданки” используется приблизительно 2-4 миллиона транспортных средств.

Итак, в текущем году “автогражданку” ждет множество значимых нововведений. Но ответственным автолюбителям, вероятнее всего, переживать не нужно: для них в целом все останется как прежде, а полис ОСАГО, вероятно, даже подешевеет. Главное для автомобилиста – контролировать действительностью не только полиса “автогражданки”, но и диагностической карты. А вот руководству страны было бы не лишним сделать так, чтобы полис ОСАГО покупали все автолюбители – в частности прибывшие из других стран.