Что поможет развитию рынка грузовых перевозок в наступившем году

На отечественную сферу грузовых перевозок оказывают влияние процессы внутри страны, а также финансовые и законодательные нововведения в других государствах. В наступившем году лидеры отрасли не рассчитывают на быстрое развитие, но уверены, что грядет огромное количество значимых изменений.

В. Валентик, гендиректор акционерного общества “РЖД Логистика”, в собственном прогнозе для “РБК Pro” развития отрасли транспортно-логистического обслуживания в наступившем году обозначил 5 важных направлений, среди которых:

— продвижение логистического аутсорсинга;

— продвижение агрологистической сферы;

— модернизация региональных складских помещений временного хранения;

— повышение скорости транспортировки продукции из азиатских стран;

— уменьшение субсидий Китая.

Составив в общем положительный прогноз, Валентик заметил, что в прошлом году рынок транспортно-логистического обслуживания в РФ стал расти медленнее и сегмент пережил сокращение объема коммерческих грузоперевозок. Отдельные отраслевые специалисты заметили аналогичные тенденции и сообщили о других значимых направлениях, которые ожидает развитие на области транспортировки грузов и транспортно-логистического обслуживания в наступившем году.

 

DHL: “Экспортеры могут рассчитывать на нулевую ставку НДС”

А. Клинскова, заместитель руководителя департамента по продажам и маркетингу фирмы DHL Express в Российской Федерации:

“В этом году мы рассчитываем на положительную динамику развития рынка экспресс-доставки. К этому привела стабилизация экономической обстановки в РФ в целом и активизация выполнения нацпроектов.

Главный ускоритель развития в сфере экспресс-доставки внутри страны – все еще торговля через онлайн-магазины.

В это же время в наступившем году, как мы полагаем, определенное позитивное движение продемонстрирует и сфера b2b. Скорость развития глобальной экспресс-доставки в этом году останется прежней в первую очередь за счет увеличения объема импортной продукции в условиях стабилизации российской валюты и экспорта отечественных товаров.

Также продолжится снижение объема транспортировки документации между странами, ожидается замещение этих объемов грузами. Наиболее перспективной сферой предпринимательства считается поставки на экспорт из отечественных Сетевых торговых точек.

Предпринимаемые действия некоторых лидеров рынка ориентированной на экспорт торговли и большая работа сотрудников Российского экспортного центра помогли согласовать внесение корректировок в Налоговый кодекс РФ. Это даст возможность розничным экспортерам из России с середины весны этого года рассчитывать на нулевую ставку НДС при реализации продукции иностранным потребителям (доказать правомерность этого организации могут очень просто за счет электронного обмена информацией между таможней, налоговыми службами и компаниями, работающими на экспорт). Это большой шаг вперед, который, мы считаем, поспособствует выходу экспортной электронной торговли в РФ на следующий уровень и поможет развивать отрасль несырьевого экспорта в РФ.

Помимо этого, в наступившем году ожидается введение электронных деклараций для экспресс-доставки продукции, которая в настоящее время регистрируется по реестру на бумажных носителях. Мы считаем, что это обеспечит ускорение совершения операций на таможне и, как следствие, выпуска и доставки товаров нашим заказчикам”.

 

ПЭК: “Таможенные реформы будут способствовать укрупнению организаций в сфере международных грузоперевозок”

В. Филатов, замдиректора транспортной организации “ПЭК”:

“Сегмент перевозок несырьевой продукции внутри страны зависит от показателей экономической сферы РФ. Повышение отечественных экономических показателей в прошлом году прогнозировалось на уровне одного процента. Макропрогноз Организации экономического сотрудничества и развития говорил о том, что в прошлом году глобальный валовый внутренний продукт должен был вырасти только на неполные 3%. Это минимальное значение за последние 10-11 лет.

В подобной ситуации ужесточается конкурентная борьба в отрасли, как в отношении качества, так и в отношении цены. Из-за этого отечественные транспортные организации вынуждены уделять повышенное внимание собственным возможностям работы в сегменте экспорта логистических услуг. Его объем на сегодняшний день достигает 15 миллиардов долларов (сравнимо с экспортом отечественного оружия). Кроме того, глава государства приказал принять меры для повышения объема отечественного экспорта до 1/4 триллиона долларов.

На глобальные перевозки еще оказывают влияние действия по выводу из теневого сегмента импортных поставок. Планирование мер по проведению реформ в системе таможенных структур, согласованных российским финансовым ведомством, предполагает повышение до 95% доли деклараций на продукцию, прошедшую регистрацию в центрах электронного декларирования. Это коренное изменение формата общения с таможенной службой, согласно которому подача декларации происходит в электронной форме и дистанционно. Рассмотрением декларации занимается сотрудник центра электронного декларирования. При этом декларант и представитель таможни с инспектором напрямую взаимодействовать не могут.

Выбор в пользу дистанционной системы декларирования обеспечит поэтапное изменение и сферы глобальных перевозок, поскольку исчезнет ценность “взаимодействия” с инспектором на определенной должности. В измененной системе уже не имеет значения, на какой должности, где территориально осуществляется оформление декларации, и это предоставляет возможность клиентам делать выбор в пользу альтернативных логистических направлений для импорта. Это, как ожидается, станет причиной последующего укрупнения представителей отрасли глобальных перевозок. Мелкие экспедиторы постепенно уйдут в тень, количество организаций в сегменте будет уменьшаться. В борьбе за долю поучаствуют самые крупные транспортные компании. В итоге через несколько лет сферу международных перевозок ожидает то же самое, то есть на рынке будут господствовать 2-3 лидера.

Власти целенаправленно ведут борьбу с теневым импортом. В начале зимы прошлого года в стране ввели обязательную маркировку обувной продукции и некоторых других товарных категорий, что призвано бороться с контрабандой. Экспедиторские фирмы, создававшие свое конкурентное преимущество за счет разных типов оптимизации расценок оформления на таможне, сейчас сдают позиции. Это дает преимущество нашей организации, предлагающей логистическое обслуживание с легальной таможенной регистрацией на договор заказчика”.

 

FESCO: “У заказчиков и бизнесменов появляется уверенность”

М. Шишков, руководитель департамента стратегического маркетинга транспортной группы FESCO:

“Рост международного контейнерного сегмента в наступившем году, как ожидается, будет немного выше, нежели в прошлом.

Но нужно еще учесть множество рисков, которые способны оказать воздействие на продвижение этой сферы. Вот основные из них:

— снижение скорости производства в государствах, входящих в состав Организации экономического сотрудничества;

— проведение более жестких протекционистских мероприятий в некоторых странах;

— последующее снижение скорости роста китайской экономической отрасли;

— продолжение противостояния в сфере торговли между Америкой и КНР;

— начало действия обновленных стандартов Международной морской организации (с начала этого года нельзя пользоваться судовым горючим с концентрацией серы выше 0,5%, что плохо влияет на рыночную рентабельность).

Скорость развития отечественного контейнерного сегмента, мы считаем, не превысит показателей прошлого года. Мы рассчитываем на 7-процентное повышение. Казалось бы, прогнозы по основным экономическим макропараметрам в Российской Федерации в наступившем году благоприятнее, нежели в прошлом, а это подразумевает повышение уверенности представителей бизнеса и заказчиков и, следовательно, прирост контейнерной отрасли в направлении импорта. С другой стороны, пик популярности транзитных перевозок через РФ на направлении КНР-Евросоюз пришелся на прошлый и позапрошлый годы. Сейчас скорость увеличения объемов перевозок экспортной продукции из РФ в Китай замедляется. Это происходит ввиду снижения дотаций КНР на транспортировку и уменьшения потребительского спроса Поднебесной. Однако мы рассчитываем на увеличение грузопотока на сравнительно новом транзитном маршруте – из Японии и Корейской Республики в Евросоюз.

Кроме того, важно помнить о том, что отечественная контейнерная отрасль сейчас только развивается. Там еще много неопределенного и рискованного. С учетом нынешней ситуации участники рынка обязаны постоянно повышать качество обслуживания и ориентироваться на длительное развитие”.

 

ПГК: “Большие организации согласны отдавать некоторый функционал на аутсорсинг”

Пресс-служба Первой грузовой компании:

“Один из основных трендов, который будет иметь колоссальное значение в отрасли в наступившем году, — изобилие грузовых вагонов в соответствующем парке и расширение контейнерного сегмента в сфере грузоперевозок.

Другая тенденция – большие производственные организации согласны привлекать сторонние фирмы для выполнения функций по планированию цепочек поставок, логистике внутри предприятия и организации перевозочных операций. Это позволяет развиваться 3PL- и 4PL-операторам (3PL – обеспечение функционирования логистической фирмы по оказанию комплексного обслуживания: от транспортировки до обработки заявок, иначе говоря, — аутсорсинг в сфере логистики; 4PL – это 3PL + логистика в сфере управления. — “РБК Pro”). Данный тренд впервые обозначился в 2014 году и в настоящее время только развивается. Железнодорожным организациям нужно повышать компетенции, улучшать взаимодействие с участниками иных логистических и транспортировочных направлений, чтобы удовлетворять потребности своих клиентов.

Учитывая все это, необходимо развивать сферу информационных технологий для улучшения внутренних бизнес-процессов, повышения производительности работы транспорта, ускорения работы с заказчиками”.