Власти планируют уравнять штрафы за перегруз

 

Проект закона об уравнивании штрафных санкций за нарушение весогабаритных показателей одобрен в первом чтении. Имеют ли смысл подобные меры и каковы их возможные последствия?

В начале ноября текущего года Государственная дума одобрила в первом чтении проект закона об уравнивании штрафных санкций за нарушение весовых или габаритных показателей для всех собственников грузового автотранспорта независимо от формы владения. Это свидетельствует о том, что размеры штрафов для частных лиц, полученных на непередвижных постах, увеличатся во много раз и достигнут:

— за превышение весовых или габаритных показателей на 2-10% — 100000 рублей;

— за превышение весовых или габаритных показателей на 10-20% — 250000 рублей;

— за превышение весовых или габаритных показателей на 20-50% — 350000 рублей;

— за превышение весовых или габаритных показателей на более 50% — 400000 рублей.

В актуальной форме статья 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предполагает наказания и для водителей (относительно мягкие), и для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (максимальные). Иногда ИП удается избежать больших штрафов. Они при этом делают заявления о том, что их водители по своему желанию совершали перевозку грузов для персонального пользования. В начале 2019 г. Конституционный суд посчитал подобное положение вещей неправильным, ибо в отдельных случаях перевозчики не могли предоставить доказательств того, что груз перевозился именно для личных, а не коммерческих целей.

Власти решили вопрос радикально, методом уравнивания штрафных санкций для водителей и ИП. Если глава государства подпишет проект закона, сам термин “перевозка для личного пользования” потеряет актуальность: все будут получать одинаковые штрафы за перегруз.

Идти на уступки неуместно

Понять логику нововведений, на первый взгляд, довольно просто: большегрузы физических лиц, перевозящие грузы для личного пользования, причиняют дорожному покрытию такой же вред, что и грузовики крупных транспортных организаций.

Глава ассоциации “Дальнобойщик” В. Войтко сообщает, что вопрос об уравнивании штрафов за нарушение весогабаритных параметров обсуждается с 2017 года. И это абсолютно нормально. Контролирующая скоростной режим камера штрафует и студентов, и пожилых людей, и такси, и автомобили государственных предприятий. В этом случае ситуация аналогичная: автомобиль, который движется с перегрузом, портит дорожное покрытие независимо от того, кто является его собственником.

В таком случае непонятно: почему раньше наказания за перегруз для частных лиц были намного мягче, чем для ИП?

Глава юридической организации “Богатов Групп” С. Богатов рассуждает, что законом изначально подразумевается, что юридическое лицо намного богаче индивидуального предпринимателя, а ИП богаче частного перевозчика. Следовательно, в законодательстве часто прослеживается ориентация на то, что чем выше уровень дохода у нарушителя, тем строже должно быть наказание. Этим и обусловливается сильный разброс в величине штрафов.

Количество частников, перевозящих грузы для индивидуальных нужд, на дорогах России

Глава ассоциации “Дальнобойщик” утверждает, что на частных лиц в РФ зарегистрировано малое количество большегрузов. Собственниками 90% всех грузовиков являются компании либо индивидуальные предприниматели. “Серого рынка” по факту нет в России. Да, по трассам тоже ездят деревенские жители на собственных тракторах, но если говорить о системных грузоперевозках, то большегрузов, зарегистрированных на физических лицах, почти нет.

В. Войтко рассуждает, что если не будет ИП, то и у клиента не найдется оснований для оплаты перевозки.

В этих случаях часто практикуются дробление больших парков автотранспорта, которым владеют компании, и перерегистрация большегрузов на ИП. Однако применяются такие практики не только и не столько для смягчения штрафных санкций, сколько для урегулирования налогового вопроса.

Количество судебных разбирательств увеличится

С. Богатов считает, что новый проект закона не сможет полностью устранить проблему перегруза на дорогах России.

— Будет ли подобные меры иметь эффект? Я очень в этом сомневаюсь. Весогабаритные параметры устанавливались для того, чтобы минимизировать количество перевозок с нарушением весогабаритных показателей без возмещения ущерба покрытию автодорог. Вот только экономика перевозок и сроки предоставления разрешительных документов подчас становятся причиной того, что транспортным организациям приходится идти на хитрость и перевозить тяжеловесные грузы без специальных согласований.

Богатов не сомневается, что наиболее ощутимым последствием одобрения законопроекта станет увеличение числа тяжб в суде между собственниками автотранспорта и теми, кто на нем ездит.

— Быть может, транспортные организации иногда будут пытаться перекладывать эту ответственность на водителей. Сомневаюсь, что подобных случаев будет много, но их точно не избежать.

Иной вопрос, что если водитель не будет ответственным за контроль весогабаритных параметров и если будут возникать проблемы с оформлением трудовой документации, то водители будут вполне свободно (не идеально, само собой) себя чувствовать, рассуждает С. Богатов.

В. Войтко тем временем заявляет, что у весогабаритного контроля в настоящее время имеются и иные проблемы, которые требуют оперативного решения. Одна их них касается сбоев в работе устройств для измерения веса.

— Изготовители оборудования для измерения веса без утайки заявляют, что в 5% случаев устройства могут выдавать неточные значения. Иными словами, грузовик, движущийся без перегруза, двадцать раз без проблем преодолеет весы и один раз заработает незаслуженный штраф, выписанный из-за перебоев в работе оборудования, — рассуждает Войтко.

Подписание нового закона не помешает стабильной работе отрасли и не создаст особых проблем для абсолютного большинства перевозчиков. Оно сделает акцент на появившейся тенденции к уравниванию ответственность между физическими лицами и ИП (наглядный пример – корректировки, внесенный в закон о тахографах 01.11.19 г.). Нововведение усложнит жизнь отдельных перевозчиков, однако большинство специалистов не сомневается в его обоснованности, поскольку дорога разрушается под весом грузовика, движущегося с перегрузом, вне зависимости от того, кто является его собственником.