Возможные последствия включения сборов системы “Платон” в Налоговый кодекс

26.04.19 г. вышел срок открытого обсуждения проекта Минфина, согласно которому в НК РФ, кроме других сборов, будут включены и сборы по системе “Платон”. Понятно, что бизнесмены выражают недовольство по этому поводу. Окончательное принятие решения все еще остается под вопросом, однако Минфин активно выступает за его одобрение. В данном материале предлагаем рассмотреть, какие изменения предвидятся в порядке уплаты за движение грузовиков по федеральным автодорогам в случае прописывания этих сборов в НК РФ.

В первую очередь необходимо принять во внимание, что сама процедура внесения платы за движение по федеральным автодорогам изменению не подлежит. Деньги оператору как и раньше будут отправляться или в автоматическом режиме через бортовое оборудование, или сразу при регистрации маршрутной карты.

Оператор “Платона” в период действия концессионного договора (действует до 2027 г.) продолжит свою работу. Пока будет действовать данный договор, связаться с налоговой можно будет через “РТ-Инвест Транспортные Системы”.

Данный оператор будет каждый день отправлять перечисленные на его счет деньги в государственный бюджет и отчитываться об этом Федеральному дорожному агентству. Кроме того, оператор, если оплата своевременно не будет вноситься, будет оформлять акт о наличии долга и отправлять его в налоговую службу, которая, располагая предоставленными сведениями, составит “документ о выявлении недоимки”. Также оператор будет отправлять поквартальные отчеты о количестве прошедших регистрацию грузоперевозчиков, единиц транспорта, оплаченных сборов и проч. в Федеральную налоговую службу.

Отслеживать деятельность оператора “Платона” будет Федеральное дорожное агентство. Об изменениях расчетов в рамках системы по истечении срока концессионного договора пока ничего не известно.

Неизвестно также, что станет с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, которая с 2018 г. взяла на себя обязанности по администрированию штрафов в “Платоне” и прекрасно с ними справляется.

Тем не менее сейчас можно с уверенностью говорить о том, что есть то, что, скорее всего, вскоре подлежит серьезным изменениям.

 

Ожидается ежегодный рост тарифов

Актуальный тариф в 1,9 руб./км, считающийся льготным (0,51 ставки), вступил в действие еще в 2017 г. Сразу планировали поэтапное повышение его до полного тарифа (3,73 руб./км), впоследствии появилась информация уже об обычной индексации настоящего размера. Проиндексировать тариф намеревались в середине 2019 г., однако в итоге решение изменили. Проведение индексации запланировали на 01.07.19 г.

Суждено ли этим планам воплотиться в жизнь? Вопрос сложный, так как власти легко могут изменить и это решение.

А вот в новой статье, которая может стать частью НК РФ, содержится конкретная информация об индексации тарифа раз в год. Юридический специалист компании “Абсолют Лигал” И. Кузнецов сообщает, что плата за проезд по федеральным трассам общего назначения для большегрузов массой более 12 т. будет обязательной, а индексация тарифа будет проводиться в соответствии с коэффициентом-дефлятором раз в год.

Адвокат также заметил, что в основном проекте усовершенствованного НК РФ фигурирует полная ставка сбора, равная 3,73 руб./км. О льготной, сниженной и других ставках ничего не говорится.

 

Размер штрафов будет определяться исходя из размеров неуплаченных сборов

Скорее всего, штрафы в “Платоне” ожидает то же самое, что и все прочие штрафы по налоговым задолженностям. Их величина будет определяться исходя из суммы неуплаченных сборов.

Сегодня (статья 122 актуальной версии НК РФ) величина штрафа равна 20% от суммы задолженности. Но Минфин в течение переходного периода (до конца 2029 г.) планирует для “новых” налогов снижение этого процента до 10.

Тем не менее в проекте составленного документа присутствует один некорректный момент. Сегодня фраза, которую планируют внести в НК РФ, звучит таким образом: “штраф… при неуплате либо неполной уплате сумм экологического налога, утилизационного налога, сбора за движение по автодорогам общего пользования, налога на операторов сети связи общего пользования, гостиничного сбора действует с начала следующего года по конец 2029 г. и равен 10% от неуплаченной суммы экологического налога, утилизационного сбора”.

Из этого следует, что в министерстве или не дописали весь список сборов, или пока не могут установить величину штрафа для лиц, пользующихся системой “Платон”.

И. Кузнецов отмечает, что независимо от способа формирования величины штрафа взыскание долгов по оплате будет производиться налоговыми службами, а компании, долгое время не погашающие имеющиеся долги, не смогут продолжать свою деятельность и будут привлечены к уголовной ответственности.

 

Взыскания платы за проезд однозначно не избежать

До недавнего времени (если точнее, до 08.07.18 г.) большинство грузоперевозчиков не торопились проходить регистрацию в “Платоне” и, тем более, платить за движение по федеральным автодорогам. Госавтоинспекция, на которую были возложены функции контроля уплаты сборов, не слишком усердно исполняла свои обязанности, пренебрегая иногда даже отправкой перевозчикам соответствующих уведомлений. По информации от Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной сферы, в летний период 2018 г. по меньшей мере 1/3 часть водителей грузовиков весом более 12 т. ездили по федеральным автотрассам бесплатно.

Как только Федеральная служба по надзору в сфере транспорта начала предпринимать активные действия, количество таких водителей сократилось (в конце 1 квартала 2019 г. в “Платоне” прошли регистрацию на 40% больше грузоперевозчиков, чем за этот же период 2018 г., а полученных денег стало на 45% больше), однако полноценных охвата и оплаты “Платон” до сих пор не гарантирует. Да и имеющиеся штрафы, как сообщают наши читатели в социальных сетях, отнюдь не все стремятся уплачивать, тем более, сразу.

Как только сборы будут включены в НК РФ, ожидается взыскание с грузоперевозчиков неуплаченной суммы за движение по федеральным трассам и штрафов за просрочку внесения оплаты. Этому будет способствовать наличие в арсенале налоговых служб очень эффективных инструментов.

Среди них (статья 46 НК РФ) – списание долга прямо со счета компании либо ИП. С частного лица, к примеру, долг могут взыскать в виде его имущества (статья 48 НК РФ).

И. Кузнецов заключает, что перевод платежа из сбора в налог нацелен на конкретизацию его формулировки с точки зрения закона. Если до этого сборы за проезд по федеральным автодорогам можно было оспорить в судебных органах, то норму, регламентированную налоговыми законами, оспорить не получится. Кузнецов отмечает повторно, что предусмотренные наказания за злостную неуплату сборов – отстранение от деятельности и привлечение к уголовной ответственности. Минфин для некоторого смягчения новых условий планирует введение десятилетнего уголовного моратория, что поможет грузоперевозчикам адаптироваться к новым правилам, но не будет являться освобождением от финансовой ответственности.

 

О нововведениях с судебной точки зрения

3 года назад произошло признание Конституционным судом сборов в системе “Платон” именно сборами, а не налогами, что свидетельствовало о том, что установление платы за пользование федеральными автодорогами в одно время со взиманием транспортного налога и топливного акциза нельзя считать двойным налогообложением.

При этом во время судебного заседания именно Минфин, в настоящее время подготавливающий поправки в НК РФ, выступал за признание сборов по “Платону” именно сборами, а не налогами.