Глонасс стал частью международной поисково-спасательной системы

Холдинг «РКС» объявил о внедрении навигационных спутников нового поколения в международную систему поиска и спасения Cospas-Sarsat. Она предназначена для обнаружения морских и воздушных судов, потерпевших аварию. Благодаря аварийным маякам, которые установлены на транспортном средстве, можно через спутник отследить точное место, где случился инцидент, и выслать помощь.

Cospas-Sarsat расшифровывается как Search and Rescue Satellite-Aided Tracking. Данная система появилась в 1977 году. В ее создании участвовали несколько стран, в числе которых Советский Союз, Канада, Франция и США. Через пять лет, в 1982 году, на круговую орбиту был запущен первый спутник. Запуск космического аппарата произошел в СССР с космодрома Плесецк. Спутник получил название «Коспас-1». В этом же году, в период летных испытаний спутника, он был задействован для первой в истории спасательной операции. В провинции на западе Канады под названием Британская Колумбия из-за плохой погоды потерпел крушение легкомоторный самолет. Судно врезалось в гору, из-за чего было повреждено все оборудование. Несколько человек выжили в аварии, но у них не было возможности связаться со спасателями, так как вся аппаратура вышла из строя.

Ситуация разрешилась благодаря аварийному маяку, который помог определить точное местонахождение самолета. В тот день удалось спасти троих людей.

С течением времени другие государства также присоединились к проекту. В их числе — Великобритания, Норвегия, Индия, Италия, Голландия, Австралия и многие другие страны. В настоящее время в программе участвуют 44 страны. Четверо из них отвечают за космический сегмент, двадцать девять — за наземный. Некоторые государства являются пользователями системы.

С 1985 года система Коспас-Сарсат начала использоваться официально,  а в СССР она была введена в эксплуатацию в 1987 году.

Для работы системы спутникового мониторинга требовалось не менее четырех аппаратов. В космосе находились французские, американские и советские спутники. После распада СССР Россия продолжила свое участие в проекте. В 1998 году были запущены новые аппараты, которые работают на геостационарных орбитах. Благодаря этому удалось существенно улучшить качество работы системы. Если раньше для обнаружения аварийного судна требовалось до двух часов, то сейчас результаты поиска были известны через 10 минут.

С 2004 года радиокомплексы стали оснащать GPS приемниками и устройствами охранного оповещения.

 

Как менялась работа системы

Первоначально аварийные маяки передавали сигнал на частоте 121.5 и 243 Мц. С 2009 года такие передатчики перестали использовать в связи с их устарением и техническими недостатками. Старые аварийные радиобуи давали нестабильный сигнал с помехами, что мешало добиться максимальной достоверности определения координат судна. Постепенно устаревшая аппаратура была выведена из эксплуатации и заменена на более современные аппараты. Они работают на частоте 406 Гц и определяют местоположение с высокой точностью. Она составляет всего 1-2 км.

Благодаря спутниковой поисковой системе за годы ее существования удалось спасти более 50 тысяч человек.

Модернизация аварийных маяков затронула их функционал. Радиобуи нового поколения способны включаться и передавать информацию еще до падения воздушного судна. Это помогает обнаруживать самолеты, которые потерпели аварию в безлюдных районах. Даже если маяк будет разрушен при ударе о землю, можно будет отследить то место, где пропал сигнал. Это помогает спасателям найти воздушное судно за короткое время.

 

Коспас-Сарсат для нужд судоходства

Совершенствование работы поисково-спасательной системы имеет важное значение не только для авиации, но и судоходства. Это особенно актуально в нынешнее время в связи с ситуацией в Арктике. После того, как российскими учеными были исследованы шельфы, они были признаны российской территорией, как и та часть, которая раньше находилась подо льдом. США и другие страны убеждены, что Северный морской путь (СМП) не должен контролироваться только РФ, а стать местом общего пользования.

Активное таяние ледников в этой зоне приводит к увеличению количества перевозок по морю. Этот вопрос решается на государственном уровне. По мнение В. В. Путина, в ближайшее время можно наладить круглогодичное движение по СМП. Уже в будущем году планируется наладить морское транспортное сообщение , чтобы доставлять грузы из СПб во Владивосток. К 2030 году объем грузоперевозок по СМП увеличится до 100 миллионов тонн. В связи с увеличением интенсивности судоходства важно обеспечить высокий уровень безопасности. Для этих целей в феврале нынешнего года «Роскосмос» запустил спутник серии «Арктика», который работает на высокоэллиптической орбите. Задача аппарата — отслеживать обстановку в акватории Северного морского пути.

Современное оборудование позволяет вести мониторинг погодных условий и находить суда, которые терпят крушение. Отличительной чертой новых аппаратов, разработанных холдингом «Российские космические системы», является максимально высокая точность определения координат. Кроме передачи сигнала об аварии, радиокомплекс обеспечивает обратную связь. Команда аварийного судна может отследить информацию о том, что сигнал принят и помощь скоро прибудет. В этом заключается инновационность аварийных маяков нового поколения.

По словам представителей холдинга «РКС», новая аппаратура совместима с космическими платформами разного типа. Чтобы предотвратить замедленную передачу и потерю связи, попадание в «слепые зоны», космические аппараты будут функционировать на средней орбите. Ее высота составляет около 20 тысяч километров. Такой подход гарантирует непрерывность сигнала бедствия и существенно увеличивает зону мониторинга по сравнению с низкоорбитальными аппаратами. Благодаря этому повышается эффективность работы поисково-спасательной  системы Cospas-Sarsat.