Система ГЛОНАСС: серьезные проблемы отсутствуют

 

Начавшие мелькать в российской прессе новости о переносе дня отправки на орбиту очередного современного космического аппарата отечественной спутниковой системы навигации ГЛОНАСС заставили некоторых подумать о том, что с этим важным проектом “возникли проблемы”. Соответствует ли это действительности? Как в реальности сегодня обстоят дела с выпуском спутников этой категории, их запуском в космос и группировкой спутников ГЛОНАСС в общем?

Слухи о якобы осложнении ситуации с выпуском новых отечественных космических аппаратов навигации начали появляться после обнародования сведений о переносе с конца весны на начало лета 2020 г. запуска с плесецкого космодрома следующего корабля нового поколения “ГЛОНАСС-К”.

При этом реальные причины переноса не озвучивались, что послужило поводом для распространения разных слухов: произошло это из-за роковой для многих отраслей экономики пандемии коронавирусной инфекции либо же с самим аппаратом что-то случилось?

Многие другие события, произошедшие в области ГЛОНАСС, дают повод задуматься, что причина переноса запуска спутника – введенный в стране карантин, а не что-то другое. Ведь отправка 16.03.20 г. с космодрома Плесецк “Союза 2.1б”, который нес на орбиту ГЛОНАСС-М, прошла в штатном режиме. Кроме того, как выяснилось, на орбиту этот корабль отправился, будучи оборудованным последней разработкой концерна “Автоматика” государственной корпорации “Ростех” для обеспечения безопасности и шифрования информации, которая передается на аппарат с Земли. В том числе, данная система используется для предупреждения возможных попыток перехватить управление спутниковым аппаратом, взломать его, обеспечить себе незаконный доступ ко всем его функциям.

Слова о том, что российские ученые и техники имеют отставание в ходе перевооружения системы ГЛОНАСС на более современные аппараты категории “К”, призванные заменить чаще всего эксплуатируемую в настоящее время серию “М”, тоже были бы далеки от истины. Последнее поколение спутников навигации выигрывает у предыдущего и по точностным характеристикам (транслируют на 2 сигнала больше), и по долговечности (служат на 3 года дольше). Процесс создания новой серии действительно связан с некоторыми сложностями, обусловленными действующей против России санкционной политикой, предусматривающей запреты на поставку в РФ комплектующих и технологических решений для космических проектов.

Однако, пусть и выбрав довольно сложный путь импортозамещения, Россия не отказывается от поставленных целей. По имеющимся на сегодняшний день данным, на несколько лет раньше согласованного срока к запуску в производство почти готова модернизированная серия космических аппаратов последнего поколения – ГЛОНАСС-К2, ввод в действие которой сперва планировался не раньше 2023 г. В любом случае, именно об этом говорил в конце 2019 г. главный конструктор организации “Информационные спутниковые системы имени ак. М. Ф. Решетнева” В. Халиманович.

Сегодня в состав группировки ГЛОНАСС входят 27 спутников, 25 из которых принадлежат серии “М”, 2 – серии “К”. 24 аппарата функционируют в обычном режиме, выполняя поставленные задачи, 1 вводится в эксплуатацию, другой находится в орбитальном резерве. Отправка на орбиту еще 2-х кораблей “ГЛОНАСС-К” планируется во 2-м квартале и в конце 2020 г. Через 2 года на орбите, как ожидается, будут находиться 9 спутников. Как известно, для полного навигационного покрытия Земли требуются 24 функционирующих аппарата ГЛОНАСС, для покрытия РФ – 18. Таким образом, поводов для тревоги и распространения слухов о “проблемах” абсолютно нет.