Многие автолюбители в негодовании: платные городские стоянки захвачены автомобилями каршеринга, а им негде оставить личные машины даже за плату. Этот вопрос уже начали решать депутаты Государственной думы, которые написали письмо в Федеральную антимонопольную службу с просьбой аннулировать льготы на стоянку для машин каршеринга. Однако администрация столицы предостерегает: эта мера может заблокировать движение на дорогах в центральной части Москвы.
Особые льготные условия
Как сообщает представитель движения “Общество синих ведерок” П. Шкуматов, в местных сообществах в социальных сетях жители Москвы в весьма грубой форме расписывают, что творится в их дворах и около домов. Там, где оборудовали платные стоянки якобы для рядом живущих автомобилистов, все вышло совсем не как планировалось: им попросту негде оставить свое авто, так как свыше 80% мест занимают арендные машины.
Один из основных факторов, который способствовал стремительному продвижению каршерингового бизнеса в Москве, — особая льгота на стоянку. По информации от известного информагентства, полученной от московского транспортного департамента, на льготы на парковку могут рассчитывать операторы, которые соблюдают такие требования как:
— длина машины – максимум 4,7 м;
— ширина — максимум 1,85 м;
— экологический класс – минимум “Евро-4”;
— “возраст” авто – не более 1 года;
— наличие системы ГЛОНАСС/GPS.
Организации платят 27600 руб. ежегодно за одну машину и могут оставлять ее на платных парковках без ограничений по времени. Запрещена парковка лишь на инвалидных местах, территориях с ограничением доступа, там, где стоянка имеет временные ограничения (конкретное количество часов либо суток), на крытых и частных парковочных площадках.
Участник движения “Общество синих ведерок” считает, что актуальные тарифы для каршеринговых операторов не способствуют стимуляции перемещения авто, чтобы они все время находились в движении. Таким образом, машина каршеринга может находиться на стоянке несколько дней.
Шкуматов отмечает, что для каршерингового оператора это не проблема: он уже внес оплату – и пусть автомобиль остается на стоянке. Проезжая по центральным районам Москвы, можно увидеть, что все платные парковки заполнены арендными авто.
Этим вопросом уже занимаются чиновники. В конце 2019 г. депутаты Государственной думы И. Лебедев и Я. Нилов попросили Федеральную антимонопольную службу аннулировать льготы на парковку для арендных машин.
Ситуация только ухудшится
В своем письме чиновники просят главу службы И. Артемьева заявить о позиции ФАС РФ касательно возможного перевода каршеринговых организаций на стандартную систему оплаты стоянок с уравнением их в правах и обязанностях с обычными, не имеющими каких-либо льгот автомобилистами.
В интервью популярному информагентству Нилов рассказал, что представители ФАС отказали в поддержке данного предложения.
Как заявляет депутат, антимонопольщики полагают, что это преференции столичной администрации, которая имеет право согласовывать льготные условия для машин каршеринга. Хотя проблема, конечно, есть: в столице увеличивается количество платных парковок и арендных машин. А горожанам, владеющим личным автотранспортом, попросту негде его оставить.
Нилов заверил, что будет и дальше решать данную проблему. Им ответили антимонопольщики, после чего чиновники стали ожидать реакции московской администрации.
Однако столичные власти тоже не поддержали инициативу Нилова и Лебедева. В транспортном департаменте Москвы уверены, что каршеринг обеспечивает экономию мест для парковки в городе, так как за сутки одну машину берут в аренду 7-8 человек.
Как рассказали прессе представители департамента, при пересчете на весь парк автомобилей каршеринг высвобождает территорию, которую по размеру можно сравнить с площадью Парка Горького.
По этой причине правительство планирует и дальше поддерживать московский каршеринг, который, к слову, уже вышел на лидирующую позицию в мире по размеру парка автомобилей.
Как сообщает один из основателей сервиса каршеринга BelkaCar Е. Макарова, курс на снижение загруженности центральных районов — до сих пор один из основных KPI транспортного департамента, он никуда не исчезнет в ближайшее время. Каршеринг – подходящее решение данной задачи. Если подумать, аннулирование привилегий в несколько раз повысит издержки сервисов, большая часть этой нагрузки переместится на плечи их клиентов.
Макарова уверена, что проблема заполнения арендными машинами стояночных мест очень преувеличена, так как оборачиваемость каршеринга – до 7 поездок в сутки. У личных автомобилей данный показатель не дотягивает даже до единицы. Но с таким мнением многие не согласны.
Координатор движения “Общество синих ведерок” уточняет, что в настоящее время зачастую каршеринг становится автомобилем, который берут в аренду на весь день. Утром горожане едут в центр на работу, вечером – назад. Парковка в утренние часы на платной площадке даст уверенность в том, что вечером автомобиль будет найден на том же месте.
По этой причине многие эксперты считают, что аннулирование льгот на парковку для автомобилей каршеринга – лишь вопрос времени. Однако поможет это решить транспортные проблемы или нет, еще не известно.