При каком уровне износа шин езда становится небезопасной

Правила дорожного движения устанавливают запрет на езду на изношенных шинах. Мы попытались выяснить подробности, а также изучили практический опыт в этой сфере в других странах.

Все экспертные испытания проводят со свежими, едва обкатанными шинами. Каждый водитель может протестировать шины на своем автомобиле и убедиться, что результаты будут аналогичными, при условии, что покрышки его машины будут не очень изношенными. Это объясняется тем, что по мере изнашивания все характеристики резины меняются в худшую сторону.

Какова же степень изнашивания покрышек, разрешенная правилами дорожного движения?

 

Зимние шины

Установка зимних (всесезонных) покрышек должна происходить в соответствии с правилами ТС на всех легковых транспортных средствах, используемых в РФ в течение трех календарных зимних месяцев. При этом остаточная глубина рисунка протектора должна составлять более 4 миллиметров. При выявлении подобного недочета инспектор дорожно-патрульной службы может уличить Вас в “вождении неисправного транспортного средства”, о чем устно предупредит либо оштрафует на 500 руб.

Почему именно 4 мм? Ответ предельно прост. В зимнее время в большей части областей России машины ездят по асфальтовому покрытию резко. Трасса часто бывает покрыта снегом, льдом либо слоем воды. Однако бывает еще одна очень неудобная ситуация – когда трасса скрыта под слоем намокшего снега. В этом случае у машины возникает склонность к слэшпленингу — “всплыванию” колес при скоростной езде, вплоть до окончательной утраты сцепления с трассой. Проще говоря, значение термина “слэшпленинг” является аналогичным значению распространенного термина “аквапланирование”. В обеих ситуациях между колесом и трассой появляется клин, который приводит к потере контакта. Единственное различие – при аквапланировании клин состоит из воды, а при слэшпленинге – из снега.

Намокший снег похож на глубокую лужу, поскольку толщина его слоя может составлять несколько сантиметров. В связи с этим нужно обязательно следить за тем, чтобы вода либо снежно-водяной коктейль оперативно удалялись из зоны сцепления протектора покрышки с трассой. Для этих целей и требуются довольно глубокие канавки протектора резины, поскольку непосредственно через них удаляются влага либо снежно-водяная кашица. Канавки малой глубины попросту не смогут отвести избыточное количество влаги.

Лучшее сопротивление слэшпленингу демонстрируют покрышки с рисунком протектора с указанным направлением. В какую сторону происходит вращение этой резины обозначено на ее боковой части: например, у покрышки Continental IceContact 3 отлично просматриваются стрелка и слово Rotation.

Помимо этого, протектор резины должен обладать достаточной мягкостью для облегания всех присутствующих неровностей покрытия из снега либо льда, тогда и контакт с такой дорогой улучшится. Таким образом, чем больше глубина канавок протектора, тем выше уровень мягкости самой шины. Вы, скорее всего, обращали внимание на то, что пока еще протектор неизношенный, имеет достаточную высоту, то входящие в его состав детали также являются довольно мягкими. Однако как только они сотрутся к середине первоначального уровня, их податливость снизится.

Всесезонные шины удаляют воду и кашицу из снега и влаги с помощью канавок, присутствующих на всей поверхности протектора. Около боковин протектора площадь сечения канавок увеличивается, так как с их помощью убирается большее количество воды.

У покрышек с шипами при определении глубины протектора не учитываются выступающие над ним шипы. Однако, обычно, если фактическая глубина протектора резины с шипами равна 4 миллиметрам, то шипов у этой покрышки уже, можно сказать, нет. Одни оторвались полностью, а от других остался лишь каркас, который уже не обеспечивает сцепление с трассой.

 

Необходимо учитывать, что покрышка с шипами, утратившая большинство “гвоздей”, не может стать хорошей “липучкой”. Она обладает иным составом резиновой смеси и сперва бывает более жесткой – в особенности, тот слой протектора, на котором фиксируется основа шипа.

Всесезонные покрышки с высотой протектора менее 4 мм способны лишь на медленное движение по трассам в жаркое время года. Иначе говоря, это может стать одним из вариантов “докатывания резины”. Продольная динамика, маневренность и уровень шума станут негативными моментами, однако проходимость машины по грязи будет на порядок лучше, чем у летних покрышек.

 

Летние покрышки

В период с первых дней календарной весны до последних дней осени, согласно закону, допускается использование любых шин (за исключением шипованных – только летом).

 

Протектор летней резины, как правило, разделен широкими вертикальными канавками, использующимися для удаления избыточного количества влаги. При этом влага отводится через эти канавки как по ходу движения покрышки, так и в обратном направлении. Горизонтальные канавки удаляют воду чаще всего с боковых частей протектора.

У летних покрышек условия эксплуатации легче. Все, с чем они обычно имеют дело на трассе – асфальтовое покрытие, влажное асфальтовое покрытие и лужи приличной глубины. Именно лужи по большей части устанавливают требования к остаточной глубине протектора. Когда глубина канавок летней резины становится менее 1,6 миллиметров, удаление влаги из зоны сцепления бывает крайне затруднительным. Даже с остаточной глубиной протектора около трех миллиметров поведение покрышки на влажной трассе не является безопасным. Однако все определяется скоростными показателями. При маневрировании в тесном дворе на малых оборотах даже самая истертая покрышка не сможет потерять сцепление с дорогой.

Критический износ резины определить довольно просто. Все изготовители оставляют на покрышке особые индикаторы, выглядящие как горизонтальные выемки высотой 1,6 мм. Пока износ резины не является критическим, индикация незаметна, однако при увеличении степени износа она появляется в виде отчетливых горизонтальных полосок на протекторе.

 

Зоны размещения индикации износа отображаются на боковой части покрышки посредством особых знаков треугольной формы либо буквенных обозначений TWI. Расшифровка данной аббревиатуры – Tread Wear Indicator, что переводится как “индикация износа протектора”.

 

Всесезонная резина

В России есть области, в которых эксплуатация зимних покрышек является нецелесообразной. Снег выпадает несколько раз за зимний период и быстро тает. В этих регионах часто эксплуатируются всесезонные покрышки, которые являются некоторым компромиссным вариантом. В качестве зимних шин они выполняют свои функции гораздо хуже в связи с довольно высокой твердостью протекторной смеси покрышки. Однако для лета такой твердости маловато, и они склонны к скорому износу. Однако большинство проверенных шинных компаний изготавливает всесезонную резину, в которой воплощен максимально допустимый баланс потребительских характеристик.

Большинство моделей всесезонных покрышек отличается V-образным расположением канавок для устранения влаги. В связи с этим рисунок протектора становится направленным. Из этого следует, что подобную резину нужно устанавливать на машину специальным способом, чтобы при движении вперед она вращалась в нужном направлении. Направление вращения обозначено на боковой части покрышки.

Проведенные тесты много раз свидетельствовали о том, что зимние покрышки без шипов на асфальтовом покрытии выходят из эксплуатации в 1,5 раза быстрее летних. Тем, кто передвигается на фрикционной резине круглогодично, необходимо поразмыслить.

Ограничения для всесезонных покрышек аналогичные: в зимний период высота протектора должна составлять не менее 4 мм, в летний – не менее 1,6 мм.

 

Прочие ограничительные условия

 

Период эксплуатации покрышек

В соответствии с отечественными стандартами, период эксплуатации покрышек равен пяти годам с момента их производства, данные правила прописаны в госстандартах 4754-97 и 5513-97. Большая часть водителей осведомлена о том, на протяжение какого периода эксплуатируется их резина. Первые шины находились в комплектной поставке с транспортным средством, а о приобретении последующих обычно помнят всегда – покупка одна из запоминающихся.

 

Кроме того, на резине проставляется дата производства. У каждого изготовителя она обозначается по-своему. Каким образом определенная компания маркирует покрышку можно увидеть на портале изготовителя.

В РФ за эксплуатацию изношенных покрышек наказание не предусматривается, однако если при детальном изучении ситуации будет понятно, что причиной износа резины стало ее “старое состояние”, то решение может быть вынесено не в пользу собственника машины с такими покрышками. При этом не будет учитываться, эксплуатируете ли Вы транспорт в полной мере либо он используется лишь время от времени. Все объясняется тем, что на резину оказывают влияние кислород и солнце, вызывающие поэтапное разрушение резинового слоя и каркаса покрышки. Понятно, что не нужно сдавать давно использующиеся, но не совсем изношенные покрышки в утиль. Просто не забывайте, что первоначальных свойств ни у летних, ни у зимних покрышек с течением времени не останется.

 

Повреждения резины

Несомненно, немногие станут менять покрышку после стандартного прокола острым предметом, однако если дефект существенный, путь резине один – утилизация. К замене покрышки зачастую приводят существенные дефекты боковой части, явные повреждения протектора, перекос каркаса покрышки либо потеря целостности бортовых колец. Неравномерность изнашивания протектора с одиночными потертостями и невозможность балансировки резины на рабочем диске колеса тоже станут причинами ее замены.

Отдельные автолюбители по ошибке считают индикацией износа подобные цветные полоски, нанесенные поверх протектора покрышки. По факту же, это своеобразный штрих-код, внутренний символ, показывающий сотруднику складского помещения, каких габаритов либо типа эта резина. На складах покрышки хранятся вертикально, в связи с чем боковые их части не могут видеть работники. А полосы позволяют точно опознать резину, что упрощает работу.

 

Заграничный опыт

По факту в России отношение к покрышкам бывает часто равнодушным. Доказательство того – множество объявлений от продавцов типа “б/у покрышки из Бельгии” — их в европейских странах сдают на утилизацию, а наши соотечественники “донашивают” на своих машинах.

По сути все государства, одобрившие конвенции о дорожном движении, подписанные некогда в Вене и Женеве, выступают в поддержку аналогичных требований на остаточную высоту протектора летних покрышек – 1,6 миллиметра. В других ситуациях доступны различные варианты развития событий. В определенных странах зимняя резина совсем не требуется – к примеру, на Кипре либо на Канарах. Помните, что в некоторых странах разрешается использование лишь зимних шин без шипов. На отдельных перевалах на испано-французской границе нужно устанавливать цепи на каждое из 4 колес. Однако, к примеру, в Норвегии “не разрешается эксплуатирование цепей между 1-м пасхальным понедельником и до последнего дня октября, если тому не будет мешать погода”. Таким образом движение на трассах на даты из Библии завязано. А ведь пасхальная дата не четко определена…

 

Обращайте внимание на глубину протектора и изношенность покрышек. Ну а если хотите отправиться в поездку в зимний период по Европейским странам на личном автотранспорте, поставьте надежные зимние покрышки без шипов с чуть более высоким, чем нужно, протектором. Помните, что после движения по скоростным трассам износ шин может оказаться чрезмерно большим, а до конечного пункта маршрута будет еще далеко.