Продажи авто в РФ уменьшились на 10% в связи с нехваткой новых транспортных средств

На рынке легковых и коммерческих транспортных средств в середине лета произошло снижение приблизительно на 10%, если судить по статистическим данным по ключевым участникам отрасли (по результатам первых 6 месяцев года на них приходилось порядка 75% всех продаж). При этом в начале лета продажи стабильно повышались: рынок увеличивался на 28,7%, до 157800 шт., информировали в Ассоциации европейского бизнеса.

Из участников сегмента официально о своих продажах заявил АвтоВАЗ: в середине лета продажи бестселлера Лада увеличились на 2,7% (учитывая рост Нива на 1%). Это весьма скромная динамика с учетом того, что в начале лета компания демонстрировала гораздо более заметный рост (на 43%). На реализации Лада по результатам первых 6 месяцев года приходилось 23% рынка.

Эта динамика объясняется высокой базой середины лета прошлого года при дефиците транспортных средств. В тот период рынок после ковидных ограничительных мер стал стремительно расти (на 6,8%), хотя еще месяц назад демонстрировал падение на 23,3%. Улучшить обстановку в то время помогли отложенный спрос, ослабление рублевого курса и государственная поддержка.

Сейчас автопроизводители продолжают испытывать трудности в связи с нехваткой полупроводников и запчастей. По словам главы правления дилера “Авилон” А. Павловича, этот дефицит оказывает влияние на рынок новых транспортных средств в целом, однако преимущественно это относится к моделям с передовыми мультимедийными системами, более сложными в техническом плане. Вероятно, обстановка заметно улучшится лишь к декабрю, считает эксперт. Причем нехватка комплектующих не дает возможности дилерам реализовывать больше машин. Она является сдерживающим фактором для рынка, но в то же время повышает интерес потребителей во всех сегментах, подытоживает Павлович.

Генеральный директор “Автодома” А. Ольховский заявляет о влиянии иного фактора: курортный сезон вносит корректировки в приоритеты потребителей и способствует снижению контрактования, однако это лишь на время. Рыночная динамика в настоящее время полностью зависит от импортеров и в общем будет разнонаправленной, подчеркивает специалист, рассуждая о ключевых проблемах с доступностью транспортных средств Mini. По его словам, заказчикам контрактование будет предлагаться в будущем году, когда, как ожидается, часть проблем уже будет решена.

Ассоциация европейского бизнеса рассчитывала на замедление темпов реализации в июле-декабре: обновленный в середине лета прогноз на год предусматривает рост рынка на 9,8% (практически до 1,8 миллиона автомобилей), однако по результатам первого полугодия рост рынка составил 36,9%. В случае реализации данного прогноза автомобильный рынок может уже в текущем году на 100% отыграть влияние ситуации с коронавирусом и прийти к позапрошлогодним показателям.

В. Беспалов из “ВТБ Капитала” подчеркивает, что если в прошлом году с середины лета началась реализация накопленного за период действия ограничительных мер спроса, то в текущем году уже перетягивается спрос следующих периодов. До конца этого года на реализацию будет оказывать влияние высокая база и тот факт, что основной рост цен уже случился, и в этих условиях происходит снижение интереса к спонтанному приобретению. Как прогнозирует представитель “ВТБ Капитала”, по годовым результатам рост рынка составит 5%. С. Удалов из “Автостата” прогнозирует эту же динамику и заявляет, что рынок будут покидать заказчики, желавшие купить машину, но не реализовавшие свои намерения. Эксперт считает, что более позитивный прогноз Ассоциации европейского бизнеса, скорее всего, объясняется производственными возможностями.