Вход для клиентов
Спутниковый мониторинг автомобильного транспорта

Спутниковый мониторинг автомобильного транспорта

Спутниковый мониторинг транспорта – это наиболее эффективный в настоящий момент инструмент контроля за использованием коммерческих автомобилей. Отсутствие этой системы не позволяет проверить, каким образом использовалась машина, сколько реально прошла километров за определенное время, сколько топлива на проезд было потрачено. Установлено, что отсутствие мониторинга транспорта причиняет владельцам убытки в размере от 1 до 10 тыс. рублей в месяц на одну машину. А для парка в 10-100 транспортных средств сумма потерь становится просто астрономической.


Спутниковый мониторинг автомобильного транспорта

Общее описание системы мониторинга

Спутниковый мониторинг использования транспорта, специальной и сельскохозяйственной техники – это технология, которая позволяет отслеживать положение подвижных объектов с помощью навигационных устройств, получающих координаты со спутника. Обязательными элементами такой системы являются модули передачи данных о координатах в режиме онлайн в диспетчерский центр, а также программное обеспечение, которое обрабатывает информацию и выдает их на экран для анализа и контроля.

Дополнительными элементами мониторинга автотранспорта могут быть сенсоры и датчики, считывающие различные параметры работы автомобиля и фиксирующие совершение тех или иных действий. Например, датчик открытия крышки бака и т. п.

Дополнительное оборудование

Основные принципы работы спутникового мониторинга

В основе функционирования спутникового мониторинга автотранспорта лежит возможность определения координат автомобиля в текущий момент времени на основе данных, которые передаются спутниками глобального позиционирования. В зависимости от способа передачи этих данных в диспетчерский центр различают два варианта системы:

  • В режиме реального времени. Координаты машины отправляются на сервер с помощью модема через сети сотовой связи. Это наиболее эффективный вариант, который на 99,99% исключает мошеннические действия со стороны водителей.
  • Офлайн. В этом случае данные накапливаются внутри навигационного устройства и загружаются на сервер по прибытии машины в парк или на диспетчерский путь.

На автомобиль ставится устройство приема координат со спутника и модем для передачи данных, а также, при необходимости, накопитель данных. Эти составляющие упакованы в один корпус, защищенный от внешних воздействий и постороннего вмешательства. Все вместе это называется GPS/ГЛОНАСС треккер.

GPS/ГЛОНАСС

Все системы отслеживания местоположения автотранспорта делятся на два вида:

  1. GPS-мониторинг. Координаты автотранспорта вычисляются на основе данных со спутников системы GPS, запущенных и управляемых США. Это наиболее популярный вариант, который дает максимальную точность.
  2. ГЛОНАСС-мониторинг. Определение координат осуществляется на основе российской системы позиционирования ГЛОНАСС. Как правило, устройства для них чуть более дорогие и дают большую погрешность. Однако система совершенствуется и уже сейчас заметить особую разницу вряд ли удастся.

Выпускаются также модули системы мониторинга, поддерживающие оба стандарта. Обратите внимание, что некоторые виды специального и коммерческого транспорта, а также спецтехники должны быть обязательно оборудованы только системами ГЛОНАСС согласно действующим нормативным документам России.

Какие данные можно получать и какие параметры контролировать

Контроль транспорта

GPS и ГЛОНАСС-мониторинг транспорта дает возможность:

  • Определять текущее положение коммерческого автомобиля. На основе изменения координат и текущего времени программное обеспечение вычисляет скорость и направление движения. При подключении дополнительного ПО можно определять расход бензина или солярки, температуру в кузове транспортного средства. Устройство записывает и передает весь маршрут с учетом остановок и отклонений от планируемого курса.
  • Определять время прибытия. С помощью оборудования для спутникового мониторинга можно рассчитывать время прибытия автомобилей в пункт назначения с учетом дорожной обстановки, природных явлений и прочих факторов. Кроме того, система мониторинга транспорта позволяет следить за соблюдением графиков движения пассажирских автобусов на маршруте.
  • Оптимизация схем использования транспорта. На основе собранных данных о маршрутах движения автомобилей и затратах топлива можно разрабатывать новые маршруты движения для оптимизации затрат, уменьшения времени доставки, улучшения обслуживания пассажиров.
  • Повышение безопасности водителей и сохранности транспортных средств. Возможность получить информацию о нахождении автомобиля в текущий момент времени позволяет обнаружить угнанную машину или выслать помощь водителю в непредвиденных ситуациях.

Компоненты системы спутникового мониторинга

Мониторинг транспорта

Основными составными элементами ГЛОНАСС и GPS-мониторинг транспорта являются системы контроля положения автомобиля. Они выполняют такие задачи:

  • Принимают данные со спутника и на их основе определяют координаты транспортного средства, скорость его движения  и направление в текущий момент;
  • Принимают данные с дополнительных датчиков, установленных на автомобиле;
  • Обмениваться данными (при необходимости) с бортовой электроникой транспортного средства;
  • Хранят на внутреннем накопителе данные о пройденном маршруте в случае невозможности их передачи из-за временного отсутствия связи;
  • Передают информацию на сервер диспетчерского центра с помощью сотового модема (GSM, 3G, LTE).

Большинство современных трекеров поддерживают двусторонний обмен данными. Это означает, что они передают координаты и другую информацию на сервер и принимают управляющие команды от диспетчеров для перенастройки.

Дополнительным компонентом системы мониторинга являются датчики, которые контролируют различные системы транспортного средства. К ним относятся такие сенсоры:

  • Уровня солярки в баке машины;
  • Нагрузки на оси транспортного средства;
  • Расхода топлива во время движения;
  • Температуры воздуха в кузове автомобиля;
  • Срабатывания различных механизмов транспорта (разблокировка подъемного механизма, включение вращения бетономешалки, открытия крышки бака или двери кузова).

Информация о срабатывании датчиков может сохраняться во внутренней памяти трекера и передаваться в момент обслуживания ТС либо отправляться с помощью модема вместе с текущими координатами.

Наиболее важным компонентом системы мониторинга транспорта является программное обеспечение. Именно от его возможностей зависит удобство использования и экономический эффект от внедрения. Используемые программы делятся на серверные и клиентские. Первые обрабатывают данные, вторые предоставляют возможности для управления оборудованием, формирования отчетов и т. п.

Сервером небольшой системы может служить обычный компьютер, однако для обработки данных с тысячи трекеров на транспортных средствах лучше использовать разветвленные серверные системы, где стоит несколько мощных ПК, на которых выполняются различные задачи.

Существует несколько типов программного обеспечения:

  • Приложения, которые имеют все необходимые инструменты для отслеживания транспорта, в том числе карты и базы данных автомобилей. Такие программы выполняются на одном ПК и не поддерживают сетевое подключение.
  • Приложения с клиентской частью. В этом случае основная обработка идет на сервере, а для диспетчеров устанавливаются специальные программы.
  • Приложения с веб-интерфейсом. Прием и обработка данных также идет на сервере, а для доступа к управлению и составлению отчетов используется веб-интерфейс. Работа ведется через любой браузер, установка экземпляра ПО на компьютере не нужна. Эти программы позволяют получать данные об использовании транспортных средств удаленно.  

Сферы использования системы мониторинга

Сферы применения

Оборудование для отслеживания режима эксплуатации транспортных средств может использоваться:

  • Специальная техника – контроль расположения, режимов использования, моточасов и расхода топлива;
  • Сельскохозяйственная техника – контроль обычной и технологической скорости, проверка моточасов, возможность использования в системах параллельного вождения при обработке полей;
  • Пассажирские перевозки – проверка текущего положения, соблюдения графика движения и маршрута, контроль количества пассажиров;
  • Такси – контроль скорости, маршрутов, расхода топлива и пассажиропотока;
  • Грузовые перевозки – отслеживание маршрута, скорости, соблюдения режима работы и отдыха;
  • Логистические компании – возможность отслеживания посещения торговых точек, контроль использования транспорта;
  • Жилищно-коммунальное хозяйство – контроль посещения запланированных точек, документирование маршрута движения, выявление отклонений от маршрута;
  • Нефте- и газодобывающая отрасль, перевозка опасных грузов – контроль режимов использования, расхода топлива, уровня топлива в цистернах.

Спутниковый мониторинг позволяет собирать данные и передавать их в Управление государственного автомобильного надзора согласно требованиям закона №196-ФЗ (статья 20).

Преимущества и недостатки
системы мониторинга ГЛОНАСС и GPS

Плюсы и минусы

Внедрение системы отслеживания транспорта на основе спутниковой информации дает такие плюсы:

  1. Оптимизация маршрутов и экономия топлива. Это дает возможность сократить затраты на покупку солярки и ремонт транспортных средств, что напрямую отражается на сокращении расходной части и увеличивает прибыль.
  2. Сокращение расходов на обслуживание автопарка. Получение данных о реальном пробеге автомобилей дает возможность вовремя выполнять ТО и исключить поломки из-за нарушения регламента обслуживания.
  3. Повышение эффективности работы. Онлайн-контроль за использованием коммерческого транспорта дает возможность исключить нецелевое использование и отклонение от маршрутов по неуважительной причине. Что увеличивает производительность труда водителей.

Единственным минусом можно назвать необходимость капитальных затрат на установку оборудования и развертывание ПО в диспетчерском центре. Однако сделанные вложения быстро окупаются благодаря увеличению рентабельности работы автотранспортного предприятия.

Заключение

Для получения максимальной отдачи от внедрения систем GPS и ГЛОНАСС-мониторинга необходимо выбрать надежную и опытную компанию, которая предоставит нужное оборудование, окажет услуги по его установке и настройке, а также установит ПО и обучит диспетчеров работе с ним. В этом случае внедрение займет минимум времени, а понесенные затраты окупятся быстрее.


Консультация Нужна консультация?

Наш менеджер свяжется с вами и уточнит все детали
Так же вы можете позвонить по бесплатному номеру 8 800 444-00-61

Отправляя заявку вы даете согласие на обработку персональных данных


Стрелка вверх