Что думают автомобилисты по поводу внесения изменений в правила дорожного движения?

 

Согласно проведенному СберАвто опросу среди автомобилистов оказалось, почти 40% респондентов периодически перечитывает некоторые положения ПДД с целью освежить свои знания. Каждый третийводитель отметил, что обращается к ПДД лишь при попадании в затруднительную ситуацию. Каждый пятый не нуждается в правилах, потому что хорошо ориентируется в обстановке и без них, и, наконец, каждому седьмому нетнадобностиосвежать их в памяти, так как он все прекрасно помнит.

Наибольшие затруднения автомобилистов связаны с сигналами регулировщика, это указал каждый четвертый. Вторая проблема касается пересечения трамвайных путей, третья – правил парковки. Среди остальных указанных вариантов – реверсивное движение, приоритет движения ТС, основы оказания медпомощи,порядок кругового движения. Если смотреть в целом, то 44% россиян отметили, что правила ПДД не вызывают проблем в процессе их применения.

Если говорить об их актуальности, то, по мнению каждого третьего, текущие ПДД вполне соответствуют российским условиям. Имеющими недочеты, но в целом актуальными считают их 36% респондентов. Еще 12% водителей высказали свое недовольство действующими Правилами. Оставшиеся20% опрошенных никогда не задумывались о таком вопросе.

Что бы хотели изменить водители, будь у них такая возможность? Ответы на вопрос разделились следующим образом:

  • Увеличить ответственность пешеходов.
  • Ужесточить ПДД мотоциклистам.
  • Доработать ответственностькасательно непропущенного спецтранспорта.
  • Увеличить лояльность скоростного режима.
  • Доработать правила обгона в условиях загородныхдорог.

 

 

Замыкает соцопрос предложенияужесточить наказание за проезд по обочине и игнорирование сигналов при совершении поворота. И лишь 13% указали, что необходимость внесения изменений отсутствует, потому что ПДД хорошо работают и в текущей редакции.

Возможно ли отключить Россию от GPS

 

Константин Крейденко, занимающий должность главреда журнала «Вестник ГЛОНАСС», поделился своим мнением по поводу возможности отключения России от GPS. Эксперт считает, что при желании отключение ее от навигационных спутников GPS возможно, но техническая реализация данного шага слишком сложна, не говоря уже о финансовых и репутационных потерях компании.

Это произошло на фоне рекомендаций Росавиации быть готовыми к потенциально возможному отключению системы GPS. Роскосмос также сообщил о намерениях направить в соответствующие инстанции предложения касательно замены абонентского оборудования, эксплуатирующегося авиационной отраслью, с GPS на ГЛОНАСС.

Говоря о технических аспектах вопроса, Крейденко пояснил, почему такая задача является трудновыполнимой. Дело в том, что отключение РФ повлечет одновременное отключение половины всей группировки, которую после пролета России необходимо снова включать и заново тестировать.

Он пояснил, что работа российского ГЛОНАСС основана на 24 спутниках, расположенных на трех орбитах высотой порядка 19 тыс. км. У конкурентов спутников больше, и для точного определения координат и остальных характеристик одновременно потребуется минимум 3 аппарата.

США располагает тремя станциями на экваторе, отвечающими за управление остальными спутниками. Сами аппараты не зафиксированы в какой-то точке над землей, а вращаются вокруг нее со скоростью 2 оборота в сутки. Таким образом, отключить спутники над Россией невозможно, отключение затронет огромную площадь, накрывающую территории сопредельных государств. Такие отключения неизбежно затронут ту же Индию или Японию, что повлечет за собой огромные репутационные риски.

Намного проще реализовать не отключение, а создание помех. Такая тактика применяется при необходимости скрывать перемещение высокопоставленного государственного лица. Аналогичное решение облюбовали и мошенники, проезжающие бесплатно по платным трассам.

Выставить помеху для определенной территории намного проще, также можно использовать способ подмены сигнала. Так как они являются открытыми, то вопрос заключается лишь в поиске необходимого кода, структуры сигнала с последующей простановкой неверных координат.

Москва ощутила глобальный сбой в работе GPS

 

14 июня жители и гости столицы столкнулись с глобальным сбоем, помешавшим работе приложений, использующих GPS-навигацию. Согласно сообщениям владельцев устройств, использующих такие приложения, в центральном районе они начинали неверно определять местоположение, считая, что их владельцы находятся вблизи Шереметьево.

Один из пользователей поинтересовался у сервиса «Яндекс.Карты», почему они неожиданно сообщают туристам, что те находятся в Шереметьево, тогда как в реальности они передвигались совершенно по разным районам Москвы. В ответ сервис сообщил, что никакого отношения к возникшей ситуации они не имеют и с их стороны приложение функционирует исправно. Позже «Яндекс.Карты» опубликовали сообщение, что аналогичные сбои позиционирования наблюдались у ряда приложений, работающих в связке с GPS, например Apple Maps.

Подобные проблемы возникают уже не в первый раз. Еще 6 лет назад москвичи стали отмечать, что в районе Кремля устройства начинают терять спутник, выдавая неверное геоположение, совершенно не соответствующее действительности. Это создавало проблемы в первую очередь гостям столицы, которые в силу неправильно определяющегося положения не могли воспользоваться услугами такси.

В интернете была даже выдвинута теория, что в районе Кремля установлены глушители связи, которые и являются причиной появления сбоев геолокационных устройств. Официальный ответ озвучил Дмитрий Песков, сообщивший, что в Кремле нет каких-либо «глушилок», влияющих на появление сбоев с нарушением позиционирования. Позже данный вопрос автомобилисты задали спецслужбам, а также Федеральной службе охраны. К сожалению, получить ответ они не смогли, а GPS по-прежнему отказывается корректно работать возле Кремля.

Для чего автобусам нужен Глонасс

С 2019 г., по истечении сроков проведения предшествующего эксперимента, согласно европротоколу оформление документации, сопутствующей произошедшему ДТП, проводится на основании данных, полученных от ГЛОНАСС. Основное предназначение этой системы –возможность экстренного реагирования в случае совершения ДТП. Еще одним важным моментом является ее полная совместимость с европейской ecall. Оснащение ГЛОНАСС городских и пригородных автобусов началось в 2017 г, в последующие годы ей стали оснащаться все транспортные средства, выпускающиеся в РФ.

Главная задача, стоявшая перед системой – сокращение сроков, необходимых для прибытия на место группам экстренного реагирования при попадании автобуса в аварию либо прочих экстренных ситуациях. Как следствие, это позволило уменьшить уровень травматизма, смертельных исходов на дорогах, а также оптимизировать алгоритмы перевозки пассажиров и грузов.

С начала 2018 г. все новые автомобили в РФ обязательно оснащаются системой «ЭРА ГЛОНАСС». Обязательным данное требование является для транспорта, регулярно перемещающегося через границу, на остальные авто оно не распространяется.

Таким образом, автобусы и маршрутки активно используют в своей работе сервис ГЛОНАСС, позволяющий не только оперативно прибыть на место совершения аварии спасателям или экстренным службам, но и в целом увеличить безопасность передвижения жителей и гостей российских городов.

Закон о штрафах за выброс мусора из машины прошел первое чтение

 

В середине февраля Госдума в первом чтении одобрила законопроект, по которому вводятся штрафы за выбрасывание мусора из машины. По ряду положений закона предусмотрено более строгое наказание в виде конфискации ТС.

На сегодняшний день санкции за выброс отходов вне установленных мест уже действуют, но регулирующая статья содержит лишь общие положения, охватывая сразу сбор, накопление, перевозку, утилизацию и другие позиции. Обновление в законе имеет более конкретное направление. Ее задача – противодействие организаторам несанкционированных мусорных свалок. Более точные цели разработки проекта столичной гордумой и Мособлдумой заключаются в предупреждении возникновения стихийных свалок, а также в наказании недобросовестных операторов по работе с мусором. Не обошлось и без недоработок – закон не классифицирует виды отходов либо их объемы. Теоретически возникает такая ситуация, что ответственность может наступить даже за выброшенный из окна авто клочок бумаги или окурок. Зато мера ответственности варьируется в зависимости от правонарушителя, типа автомобиля. Более строгие санкции предусмотрены для владельцев грузовиков, прицепов, тракторов, аналогичной техники. Гражданам придется заплатить штраф до 50 тыс., а предпринимателям – до 80 тыс. рублей. Если ТС зарегистрировано на предприятие, сумма штрафа составит до 120 тыс. руб. В случае повторного нарушения размер штрафа будет больше в полтора раза. Для юрлиц, а также предпринимателей не исключается мера наказания в виде конфискации ТС.

Для мусора, выброшенного из легкового автомобиля и иных ТС, не относящихся к вышеописанным категориям, предусмотрен меньший размер финансовых санкций: гражданам до 15 тыс., ИП – до 30 тыс., предприятиям – до 50 тыс. руб. За повторное нарушение размер штрафа также повышается в полтора раза с возможностью конфискации авто (ИП, юрлица).

Фиксировать факт нарушения планируется посредством установленных на дорогах фотокамер, специализированных фотоловушек, расположенных в потенциально привлекательных зонах для образования стихийных свалок. За совершенные действия владелец ТС получит штраф по почте: за грузовое ТС, трактор, иную технику взыскивается 100 тыс. руб., остальным штраф составит 10 тыс. руб.

Стоит отметить, Комитет Госдумы отдельно подчеркнул, что камеры, используемые для фотофиксации нарушения, должны обладать идентичными техническими параметрами. Перечень этих требований устанавливает российское правительство.

Помимо этого, депутаты отмечают несоответствие по штрафам, когда на граждан накладываются санкции, кратно превышающие предельную величину, тогда как наказание юрлиц, напротив, в десятки раз меньше предельного лимита.

Специалисты Комитета отмечают, что пояснительная записка к проекту не содержит обоснования соотношения денежных взысканий относительно предельно допустимым размером штрафов, прописанных в ч. 1 ст. 3.5 КоАП. Согласно этому положению, предельный размер финансового взыскания равен 5 тыс. (граждане), 50 тыс. (предприятия, ИП) либо 1 млн. руб. (юрлица). Согласно примеру, приведенному депутатами, по ч. 31 ст. 8.2 КоАП штраф для граждан равен 15 тыс., что превышает максимальный размер взыскания, предусмотренный вышеназванной ст. 3.5, втрое. При этом юрлицам придется уплатить штрафа всего 50 тыс., хотя предельный порог наказания составляет 1 млн. руб.

В случае одобрения законопроекта, полноценно действовать он начнет спустя 6 месяцев с момента опубликования. Чтение документа запланировано на 16 марта, к этой дате подготовят и поправки, связанные с возникновением вышеуказанных несоответствий.

Счетная палата провела проверку «Автодора» по поводу платных дорог

 

Госкомпания «Автодор», управляющая рядом платных дорог, попала в поле зрения Счетной палаты. Одно из заключений, составленных по результатам проверки, свидетельствует о невыполнении компанией взятых на себя обязательство в плане обеспечения комфортного проезда на коммерческих магистралях. Согласно отчету там наблюдается нехватка АЗС, а показатель освещенности составляет всего 50-60% протяженности маршрута.

Контроль проводился за пятилетний период, по результатам на начало 2021 г. из более чем 3,7 тыс. км дорог, управляемых «Автодором», освещение присутствует на участках в 2 тыс. км, что составляет порядка 54%. У платных отрезков этот параметр несколько выше – около 64%, на бесплатных промежутках и того меньше – 44,5%.

Лидеры антирейтинга по освещенности трассы М-3 (Украина), М-1 (Беларусь) – у них показатели не достигают и 30%. Вместе с тем, установленные на ЦКАД линии освещения обеспечивают трассу светом почти полностью (95,5%), а трасса М-11, соединяющая столицу с Санкт-Петербургом, освещена даже больше нормы.

По мнению проверяющих из Счетной палаты, подобный подход требует кардинальных перемен: платные трассы по установке освещения должны нормироваться отдельно. Действующие на данный момент нормативы по организации стационарного электроосвещения на автомагистралях не различаются для платных и бесплатных дорог. Но подход должен быть разным, так как пользователи ожидают от платных дорог больше сервиса за внесенные деньги. Соответствующее предложение уже подготовлено для рассмотрения Правительством.

Отчет отмечает, что нехватка АЗС, многофункциональных сервисных зон ограничивает удобства водителей. Примером может служить трасса М-11, разместившая всего 20 АЗС, из которых только 6 входят в категорию многофункциональных сервисных зон. В среднем заправки находятся на расстоянии чуть больше 60 км, максимальный отрезок без них равен 104 км.

Подобное положение дел нарушает нормы «Автодора». По действующему стандарту организации максимальная удаленность многофункциональных сервисных сооружений должна составлять максимум 60 км. Помимо этого, между АЗС должно быть до 30 км, если они стоят на трассах с интенсивностью трафика в 15-25 тыс. машин/сутки.

Упоминание отчетом ведомства заслужила недавно введенная в эксплуатацию Центральная кольцевая автодорога, на конец 2020 г. содержащая всего 2 автозаправки (на данный момент их число увеличено вдвое). При этом СТО здесь, как и на трассе М-11, отсутствуют полностью.

Еще одним недостатком ЦКАД, о котором упоминает отчет, стала нехватка авторазвязок. По подсчетам проверяющих, на пересечениях автодорог организовано 14 развязок, расположенных на удалении 24-51 км.

При этом стоит отметить, что в результаты проведенной проверки не вошел участок кольцевой, достроенный летом 2021 г. По данным, предоставленным осенью 2021 г., дорога содержит 18 развязок, что почти вдвое меньше запланированного количества.

Аналогичная проблема была обозначена ведомством и в отношении проекта будущей трассы М-12 «Москва-Казань», строительством которой также занимается «Автодор». На магистрали, протяженность которой превышает 800 км, предусмотрено всего 17 транспортных развязок, которые в основном расположены на пересечении с федеральными автотрассами. Из этого следует, что на большинство региональных автодорог попасть с нее не получится.

Еще один момент, на который обращает внимание Счетная палата – затягивание сроков проектов. От начала разработки проектных документов до завершения стройки и его первого старта в среднем проходит почти 8 лет. При этом ряд проектов длится уже свыше 10 лет.

К примеру, по реконструкции М-1 протяженностью отрезка 15 км заключение договора по проектированию состоялось в 2011 г. Госэкспертиза выдала заключение в 2013 г., договор же на проведение СМР подписали лишь летом 2019 г. Сдача объекта после реконструкции состоялась только в начале 2022 г.

Как отмечают эксперты, такие затягивания объясняются многократным продлением сроков из-за проблем с представлением участков, отсутствия подготовительных работ на месте застройки, утраты актуальности проектных документов, необходимости их корректировки.

Аудиторы подсчитали, что на конец 2021 г. «Автодору» удалось соблюсти установленные договором изначальные даты проведения работ на 7 из 21 объектах. К этому заключению отлично подходит пример трассы М-11, планировавшейся к открытию в связи с проведением ЧМ по футболу (2018 г). Открытие всех участков (кроме вынесенного отдельно обхода Твери) произошло накануне 2020 г. Еще один пример – ЦКАД, которая должна была вводиться поэтапно в 2018-2019 гг., но заработала только в 2020-2021 гг.

ГК «Автодор», начавшая свою деятельность в 2009 г., за годы работы построила и восстановила почти 2 тыс. км автодорог. Размер привлеченных частных инвестиций составил порядка 150 млрд. рублей.

По отметкам аудиторов, в ходе проверки было выявлено, что компания не всегда добивалась основных параметров своей деятельности, не единожды вносила в них изменения для соответствия фактическим результатам. В сравнении с первоначальным планом протяженность построенных дорог и объем привлеченных внебюджетных средств уменьшился на 560 км и на 124 млрд. соответственно.

Рекордные объемы грузооборота российского автотранспорта

 

За прошедший год грузооборот отечественного автотранспорта прирастал рекордными объемами, составив более 280 млрд. т⋅км. По данным статистики прирост только предшествующих 3 лет составил 10%.

Сведения Росстата указывают, что рост грузооборота автотранспорта за 2021 г. увеличился на 14 млрд.  т⋅км. – относительно 2020 г. прирост составил 5%. Полученные цифры вполне предсказуемы с учетом обрушившейся в 2020 г. пандемии, малой грузовой базы, глобального упадка рынка грузоперевозок. Но более впечатляющая динамика наблюдается по вполне благополучному временному отрезку за 2018-2019 гг., когда наблюдался рост 10% и 4% соответственно.

В рамках транспортной отрасли грузооборот автотранспорта позволил получить впечатляющие показатели прироста за последние 3 года. Лучших успехов по аналогичному периоду удалось достичь лишь авиаперевозкам, где прирост составил 18% по отношению к 2018 г. Аналогичные данные по внутреннему водному транспорту составили всего 5%, ЖД вырос на 1,6%, а по морским перевозкам получилось сокращение почти на 5%. При этом общий объем грузооборота РФ повысился с 2018 г. всего на 1%. Иными словами, по автотранспортному сектору прирост значительно превышает средние по отрасли показатели.

Согласно мнению экспертов, в последние годы отрасль переживает значительные трансформации цепей поставок. Немалую роль тут сыграла пандемия, вызвав существенный уход в область электронной торговли. Транспортные эксперты считают, что рост объемов грузов, перевозимых автотранспортом, связан с нарушением поставок в силу ковидных ограничений, а также образованием новых связей. Несмотря на прежние темпы роста объемов производства, пробег автотранспорта значительно вырос.

Основную причину происходящего эксперты связывают с трансформацией устоявшихся цепочек, включая возрастающую долю маркетплейсов, электронной коммерции, способствующих нарастанию груженных пробегов.

Аналогичного мнения придерживаются и специалисты МОЭС. Немалое влияние на увеличение объема грузооборота, по их мнению, сыграл прирост электронной торговли, наблюдающийся буквально повсеместно. В данный момент наблюдается тенденция, характерная для складской недвижимости, сместившей приоритеты на электронную коммерцию и ритейл.

Иные специалисты отмечают присутствие фактора накопленного спроса. Следом за снятием ограничений, царивших в 2020 г., люди буквально бросились все покупать. За время пандемии у них получилось сделать накопления, которые теперь стали тратиться на приобретение стройматериалов, товаров народного потребления и т.д. Положение подкрепляется льготными кредитами, ипотеками и льготами от государства для бизнеса, что также способствовало росту спроса. Все это стало причиной резкого бума повсеместного спроса.

Примечателен тот факт, что аналитики прогнозировали начало восстановления российского рынка грузоперевозок лишь на 2022 г. Еще весной 2020 г. отмечалось, что отрасль сумеет начать постепенно восстановиться в последующие годы при условии господдержки, а также отсутствии появления негативных сценариев.

Проблемы реформирования ОСАГО и техосмотра

 

Прошлая неделя выдалась богатой на события в транспортном мире. В России может вернуться программа утилизации старого авто для покупки нового, в планах также открытие до конца следующего года участка трассы М-12 от Москвы до Владимира. Не прошло мимо и повышение тарифа «Платон», который теперь стал дороже на 20 коп.

Изменение тарифов на ТО

Российское правительство на днях утвердило очередную «дорожную карту» по дальнейшему преобразованию сферы техосмотра, среди положений которой присутствовал вопрос об изменении тарифов.

В задачи ФАС поставлено представление обновленной методики расчета тарифов на ТО до 1 апреля, что позволит ввести их в действие до конца весны. Это означает, что расценки, вероятнее всего, поднимутся.

Действующая на данный момент методика не менялась с момента своего принятия в 2012 г. – документ требует актуализации. В нем не учитываются немалые дополнительные расходы, которые пришлось понести отрасли в последние годы: внедрение программного софта для перевода карт диагностики в электронный формат, приобретение оборудования для фотофиксации диагностируемого ТС, обустройство помещений ТО для их соответствия новым требованиям и т.д.

Ситуацию усугубило положение, по которому с конца прошлого года от прохождения обязательного техосмотра были освобождены владельцы мотоциклов и легковых авто – для пунктов ТО они составляли значительную часть постоянных клиентов.

 

Из числа положений реформирования ТО, которые были одобрены, кроме тарифов непосредственно к автовладельцам имеет отношение порядок проверки ТС. Теперь не надо будет демонстрировать наличие аптечки, знака аварийной остановки и огнетушителя. Предположительно, данное послабление коснется не всех. По меньшей мере владельцы грузовиков, используемых для транспортировки опасных грузов, безусловно, должны будут показать огнетушитель.

 

Среди других положений предстоящей реформы – переподчинение операторов ТО. Планируется, что проверять и контролировать их будет Росаккредитация. По факту это означает, что контроль за работой пунктов ТО станет жестче, так как на данный момент лицензии им выдает Российский союз автостраховщиков, для которого такие функции вообще не характерны.

Тарифы ОСАГО увеличатся

Повышение расценок стоит ожидать из-за двух положений, которые планируется ввести в действие в течение ближайших двух лет:

  • повышение предельного размера выплат за причиненный ущерб жизни и здоровью до 2 млн. руб.
  • изменение методики расчета, по которой за основу при начислении суммы компенсации будет браться стоимость ТС без учета степени его износа.

 

По подсчетам экспертов при одновременном введении в действие этих положений кроме существенного роста выплат ожидается одномоментное подорожание полиса ОСАГО примерно на 80%. По этой причине планируется поэтапный ввод положений, но это не отменяет рост тарифов.

«Платон» стал дороже на 20 копеек

С 1 февраля по тарифу «Платон» придется платить 2,54 руб./км, что на 20 коп.больше, чем было в течение года. Несмотря на меньшие ожидания бизнеса (летом предполагали рост тарифа в 10 коп.), представители транспортных предприятий уверены, что это не окажет значительного влияния на повышение стоимости услуг доставки. Гораздо больший вес в этом вопросе имеет повышение стоимости топлива, запчастей, техжидкостей, а также цен на новые грузовые авто и общая нестабильность на рынке.

Отказ от изменений в работе от бизнес-омбудсмена

Речь идет о выдаче спецразрешений на проезд крупногабаритных и тяжеловесных ТС, которые с октября прошлого года были переведены в электронный формат. Процедура прошла с недочетами, из-за которых поначалу перевозчики вообще не могли получить требуемый допуск, при том что в выдаче традиционных бумажных разрешений им отказывали.

На данный момент ситуация несколько стабилизировалась, но не до конца. В электронную базу все еще не включены сведения о большинстве региональных и местных автотрасс, что не позволяет переводчикам оформить проезд по оптимальному для себя маршруту.

Проблемы дополняет плохо продуманная возможность получения разрешения одновременно на несколько регионов, а также задержка ответов от собственников дорог, которые не всегда отвечают на электронные запросы.

С учетом трудностей, с которыми приходится сталкиваться перевозчикам, бизнес-омбудсмен Б. Титов предложил министерству транспорта вернуть ранее действующий порядок выдачи спецразрешений с получением бумажного документа до момента полной отладки системы.

Выгодная утилизация автомобилей

Президент РФ поручил Министерству промышленности подготовить предложение по возобновлению программы по утилизации транспорта, действовавшей ранее. Ее основные положения предусматривали выдачу специального сертификата автовладельцам при утилизации машины. Документ позволял приобрести новое авто у дилеров с установленной скидкой.

Программа в основном имела отношение к легковым и малотоннажным автомобилям. В данный момент эксперты выступают за то, чтобы расширить действие программы, что позволило бы обновить коммерческий парк, включая грузовой автотранспорт, который находится в более плачевном состоянии. По статистике средний возраст грузовиков в РФ на начало 2020 г. превышал 20 лет.

Представители рынка отмечают, что ожидать возврат действия программы следует не ранее, чем к концу этого года либо вовсе к началу следующего, когда будет решен вопрос с дефицитом чипов, и, как результат, восстановится предложение новых моделей авто.

«КамАЗ» готовит презентацию нового тягача

Опытные образцы автомобиля на газомоторном топливе уже готовы и находятся в ожидании начала тестирования и сертификации.

Седельный тягач последнего поколения К5 («КамАЗ-54901») получил газовое исполнение. Топливом для автомобиля стал СПГ, но при этом параметры его мотора полностью отвечают экологическому стандарту Евро-6. Грузовик представляет собой усовершенствованную базовую модель в версии Hi-Tech: тягач оснащен расширенным комплектом систем помощи водителю, модифицированной КПП, имеет улучшенную отделку кабины. Старт серийного выпуска газомоторного тягача намечен на III-IV квартал текущего года.

В регионах работает 270 весогабаритных КП

С начала 2017 года в регионах было открыто 270 автоматических постов по контролю грузовиков. При этом наибольшее их количество появилось в последние три года, чему немало способствовал национальный проект «Безопасные качественные дороги». Новые «рамки» контроля веса и габаритов монтировались за эти три года со значительным опережением сроков. По планам нацпроекта, общее число постов в регионах к этому моменту должно было составлять лишь 197 пунктов, к показателю 252 поста должны были прийти лишь к концу этого года.

Достигнутый уровень в 270 «рамок» является опережающим темпы развития автосистемы весогабаритного контроля грузовиков более чем на год. Стоит отметить, что это относится только к региональным, местным и межмуниципальным трассам. На федеральных дорогах аналогичный процесс практически замер. Основная причина –проблемы с выбором оператора автоматического весогабаритного контроля для федеральных магистралей, которые начались в конце 2018 г. и продолжаются до сих пор.

По плану на региональных дорогах к концу 2024 г. должно быть установлено и введено в действие не менее 366 весогабаритных пунктов. К концу 2030 г. этот показатель планируется довести до почти 600 постов. Плановые показатели по федеральным магистралям составляют 235 и 417 соответственно.

Ространснадзор займется весогабаритным контролем

Законопроект о передаче весогабаритного контроля в ведение Ространснадзору с 2023 г.был вынесен на рассмотрение Госдумы на прошлой неделе. В случае его принятия с 1 января 2023 г. ГИБДД не сможет выписывать штрафы перевозчикам за нарушение весогабаритных параметров грузового ТС. Этими вопросами будет заниматься Ространснадзор.

Открытие участка трассы М-12 в 2023 году

Подобный вывод напрашивается из сообщения «Автодора», в котором отмечаются темпы строительства новой магистрали, а также говорится, что к концу 2023 г. расстояние от Москвы до Владимира можно будет преодолеть без пробок.

Открытие всей трассы, соединяющей столицу с Казанью, протяженностью 810 км, должно состояться до окончания 2024 г, но небольшой ее участок, расположенный в Московской области, ранее планировалось запустить уже в этом году.

Изменение приграничного пункта в Тыве

Пункт пропуска «Хандагайты» на границе с Монголией планируется сделать многосторонним. Его реконструкция запланирована на весну текущего года. Намеченный объем работ позволит вдвое увеличить пропускную способность погранперехода (возможность принимать до 200 авто в сутки). Пункт станет многосторонним и будет обслуживать не только граждан РФ и Монголии. Это позволит создать еще один полноценный транспортный коридор в КНР для грузовых автоперевозок.

ГИБДД займется «ловушками» на дорогах

В ведомстве запустили специальный инфопроект, суть которого заключается в обработке сообщений от водителей о неоднозначных дорожных ситуациях. Это может быть противоречие дорожных знаков и иные подобные случаи.

По отметке представителя ведомства для российских автодорог нередки ситуации, когда водитель полностью уверен, что передвигается с соблюдением ПДД, хотя по факту в данный момент он совершает правонарушение. Обращение водителей посредством нового инфопроекта позволит ГИБДД быстрее определять подобные несостыковки на дорогах.

Сможет ли Россия перенять опыт Польши в снижении цен на бензин?

 

Мировое подорожание стоимости нефти не особо повлияло на цену в РФ. При этом в соседней Польше борьба с дороговизной топлива оказалась успешнее. Сможем ли мы ориентироваться на европейский опыт в данном вопросе?

Февраль 2022 г. ознаменовался рекордными ценниками на нефть. Brent впервые с 2014 г. перевалила за максимальную отметку, достигнув $93 за баррель. Но столь резкий скачок остался незамеченным для цены бензина. Это своего рода парадокс: российское топливо почти никогда не дешевеет, напротив – его стоимость уверенно и постепенно движется вверх.

Как отмечают эксперты, номинальное падение цен еще не означает увеличении его доступности. Хотя цена российского бензина значительно дешевле европейского, по показателю доступности страна значительно отстает от ряда европейских государств, где за топливо платят гораздо больше.

Может ли бензин внутри страны стать доступнее? Однозначно, да. Достичь такого показателя может помочь опыт Польши.

Как это происходило у них?

Буквально год назад бензин там стоил в пересчете с местной валюты чуть больше 1 евро, дизтопливо чуть меньше. В течение 2021 г. следом за подорожанием нефти нещадно дорожал и бензин. Ситуация была малоутешительной: возросшая стоимость ГСМ автоматически увеличивала цену товаров и тут же тянула за собой инфляцию.

Чтобы как-то повлиять на все это, местные власти применили нестандартный подход. Было решено одномоментно уменьшить НДС на топливо до 8%, сократив налог сразу на 15 пунктов. Этим шагом правительство не только выражало заботу о гражданах, но и боролось с инфляцией, так как цена топлива имеет непосредственное отношение к стоимости многих продуктов и услуг.

Принятая мера стала действовать с февраля 2022 г. Это позволило добиться ощутимого снижения стоимости горючего на 10%, при том, что нынешняя цена бензина остается выше той, что была в Польше год назад.

Предпринятые шаги получили полное одобрение местных водителей. Выгода заметна сразу – заправка полного бака обходится на порядок дешевле, в среднем, экономия составляет порядка 7 евро. Несмотря на ощутимую выгоду, необходимость глобальных мер по уменьшению стоимости топлива остается актуальным вопросом. По мнению самих автовладельцев, это хорошее временное решение, требующее дополнительных мер. По сообщениям новостных каналов, на западе страны наблюдается оживленный спрос на топливо у жителей Германии, так как бензин там существенно дороже.

Стоит отметить, что популярность польских автозаправок является дополнительным бонусом меры по уменьшению НДС. В приграничных юго-западных регионах наблюдается массовый наплыв автовладельцев. Это никого не удивляет, так как на заправке «у соседа» теперь можно существенно сэкономить. Немцы провели эксперимент, в ходе которого выяснилось, что на покупку 50 л топлива в Германии придется потратить на 25 евро больше, чем в Польше. Одним словом, «заправочный туризм» теперь существует и в Европе.

А если повторить это у нас?

По официальной статистике в России средняя стоимость литра бензина марки АИ-92 в начале февраля составляла чуть больше 47 руб. Цена «95» превышала 51руб., а дизтопливо стоило почти 55 руб. При этом все знают, что в розничную цену на бензин закладывается почти 80% налогов, в числе которых – 20% НДС.

Смоделируем ситуацию по аналогии с Польшей и представим, что в России будет уменьшен НДС на те же 15%. В такой ситуации горючее на автозаправках также должно подешеветь и довольно заметно. В пересчете на новые цены «92» бензин будет стоить чуть больше 40 руб./л., АИ-95 подешевеет до 43,8 руб., а дизтопливо – до 46,5 руб. Такие расчеты – приблизительные, так как они опираются на розницу ГСМ без учета ситуации на оптовом рынке. Повышение эффективности введенных мертребует уменьшения НДС всем участникам в цепи поставок. Но примерное представление о цене бензинапри введении подобных мер это получить вполне позволяет.

Стоит отметить, что российские власти неоднократно задумывались об удержании цен топливо с поправкой на инфляцию. Правительством был одобрен законопроект по донастройке демпфера – специального механизма, призванного компенсировать нефтяной отрасли часть разрыва цен внутри и снаружи страны взамен сдерживания российских цен.

По этому законопроекту властями предлагается расширить компенсацию до 83% на бензин (с текущих 68%) и поднять ее до 83% на дизель. Также планируется уменьшить разницу между средней оптовой стоимостью продажи дизеля и индикативной ценой до 15%. Мера может быть введена уже в апреле этого года. Добавим к этому возможное сокращение НДС на стоимость топлива на автозаправках и получим положительный эффект на весь рынок. По опыту Польши это вполне осуществимо.

Как действие новой пропускной системы повлияло на работу участников рынка

 

Эксперты задали вопрос участникам рынка о том, как повлиял новый рост требований к пропускной системе на подъездах в столицу на ведение их бизнеса. В результате опроса оказалось, что существенно, так как порядка половины перевозчиков стали невольно искать новые, более удобные маршруты.

Ужесточение правил въезда в столицу действует с начала 2022 г. Согласно положению, для среднетоннажных машин тяжелее 3,5 тонн помимо дневных действуют еще и ночные пропуска. Кроме того, регистрация в РНИС носит теперь обязательный характер. Для реализации норм потребуется установка специализированного абонентского терминала, а также дополнительные  расходы.

Поэтапное введение въездных ограничений появилось еще в прошлом году. С 01.02.2021 г. запрет затрагивал только транзитные перевозки большегрузами (масса свыше 20 тонн), а уже с 01.07.2021 г. среднетоннажному транспорту также понадобилось получение дневных пропусков. Чтобы упростить жизнь перевозчикам, весь 2021 г. действовал режим упрощенного оформления пропусков. Это должно было дать участникам рынка время, чтобы привыкнуть к новым правилам. Впрочем, основная масса оказалась недовольна такими переменами.

По данным на конец зимы порядка 50% компаний отдавали предпочтение альтернативным маршрутам. Хотя это и повлекло за собой определенные издержки в плане затраченного времени и финансов, логистические цепочки перестраивались таким образом, чтобы избежать проезда по столичным магистралям.

Каждый пятый респондент связал свои проблемы с появлением обязательной регистрации либо отсутствием возможности сменить маршрут. В свою очередь, пропускная система выдает фиксированные маршруты, которые не коррелируют в режиме реального времени с загруженностью и ситуацией на дорогах.

Каждый шестой опрошенный отметил появление проблем с оформлением ночных пропусков, которым не особо содействовало введение упрощенного порядка их получения. 10% перевозчиков не понравилась необходимость оформления пропусков с указанием конкретных водителей.

Подводя итоги стоит учесть, что всего 8% опрошенных отметили отсутствие значимых проблем, связывая это с тем, что адаптационный период дал им время подготовиться к таким нововведениям.

Большое количество комментариев, полученных от участников опроса, также дает представление о том, пострадал ли с приходом нововведений логистический бизнес. Часть из них свернула свою деятельность в Москве и стала работать по Подмосковью, другие перешли на проезд по ЦКАД, выражая свое недовольство тем, что это требует дополнительных финансовых расходов за оплату проезда по ней. По мнению перевозчиков, выиграли в данной ситуации лишь владельцы Газелей, у которых стало не только меньше конкурентов, но и снизились простои в пробках. Впрочем, целью введения данных изменений в правилах как раз и являлось уменьшение нагрузки на МКАД.