Сигнал спутниковых навигационных систем станет более точным

 

ГНСС уже используются во многих сферах, и с каждым годом область применения спутниковой навигации становится шире. По этой причине важно обеспечить постоянный прием сигнала без сбоев. В этом направлении ведутся разработки. Они направлены на улучшение структуры сигнала и работы наземного оборудования. Благодаря принятым мерам улучшится точность позиционирования, а использование технологий спутникового мониторинга станет более доступным для гражданских потребителей.

Для повышения точности ГНСС в целях навигации использовались инерциальные измерительные устройства: гироскопы, магнитометры, акселерометры. Также для улучшения точности позиционирования применялся метод корреляционного наведения по карте. Одна из первых отраслей, где возникла необходимость в повышении точности позиционирования ГНСС, — сельское хозяйство. В этой отрасли задействована самоуправляемая техника. Теперь ею стало возможным управлять через спутник.

Своим мнением о синхронизации данных через ГНСС поделился старший менеджер компании Microchip Technology Вольф. По его словам, синхронизация очень важна для нормальной работы целого ряда приложений и объектов, которые имеют особое значение для развития экономики и социальной инфраструктуры. Речь идет об аэропортах, крупных логистических и морских центрах, железнодорожных сетях. Это так называемая «критически важная» инфраструктура, для которой недоступность сигнала даже на короткое время может иметь крайне негативные последствия.

 

Из-за чего возникают сложности с синхронизацией?

По словам специалиста Microchip Technology, существуют две основные проблемы, которые могут приводить к перебоям и сложностям с синхронизацией. Первая из них — сама природа сигнала со спутника. Это довольно слабый импульс, который легко заглушить случайными или намеренными помехами. В городах сигнал легко блокируется высотными зданиями, а также прием может быть нарушен из-за наличия на местности гор, других природных объектов. Опасным является то, что сигнал можно не просто заглушить, а подделать, отправив неверные данные.

Вторая проблема — точность позиционирования, которая зависит от совокупности факторов. Основная причина несоответствия заключается в особенностях окружающей среды. Большинство искажений прохода сигнала возникает в связи тем, что ионосфера является электрически активной средой и по этой причине влияет на время прохождения импульса. Еще один виновник искажений природного происхождения — тропосфера, которая определяет изменение погодных условий. Неточности могут возникать из-за особенностей расположения орбиты спутника, от которого исходит сигнал.

Источником ошибки могут являться неточности часов. При отклонении часов спутникового аппарата на одну наносекунду данные о местоположении искажаются на 30 см. В ряде случаев может использоваться преднамеренно неточный режим. Например, его применяют военные объекты. При использовании мобильных телефонов с GSM точность позиционирования составляет 2-15 метров.

При помощи IMU и карт можно резервировать сигналы со спутника, когда они недоступны. В то же время таким способом нельзя решить проблему точного и непрерывного определения времени. Для решения этих задач используются разные виды резервных копий. Например, наземный хронометраж «открытого неба». Это означает отправку информации о времени через наземные сети при помощи оборудования для сотовой связи. Специалист Microchip Technology отметил, что современной тенденцией является улучшение качества приема сигнала сотовыми телефонами, а также снижение числа приемников в сети. Время по сети можно передавать настолько точно, что такой способ становится более надежным по сравнению с синхронизацией ГНСС.

Еще один способ хронометража — использование местных атомных часов. Их можно создать из разных компонентов, что позволяет подобрать оптимальный уровень точности и стоимость оборудования. При временной потере спутникового сигнала такие системы возьмут на себя его функции.

 

Как повысить точность определения местоположения?

Что касается данного вопроса, специалисты предлагают два подхода для его решения. Можно отправлять несколько сигналов на разных частотах. Это эффективная мера, однако ее реализация возможна не со всеми спутниками. У старых аппаратов, которые до сих пор находятся на орбите, нет технической возможности передавать сигналы на разных частотах.

Второй вариант — создание наземных опорных станций с точно заданным местоположением. Эти объекты будут находиться по всему миру. Благодаря им создаются и передаются поправки пользователям спутниковой навигации. Информация передается в зашифрованном виде, поэтому она доступна только целевым пользователям. Специалисты предлагают отправлять исправления поставщикам услуг ГНСС, от которых клиенты смогут получать исправленные данные.

Для доступа к информации нужен ключ. Ключи предоставляются по специальному транспортному протоколу. Для получения свежих ключей у устройства должна быть активная подписка. Каждые четыре недели ключи меняются. При блокировке доступа ключи можно использовать только до окончания срока их действия. Это обеспечивает безопасность передачи данных.

Транспортные средства также получат возможность самостоятельно вносить определенные исправления. Автомобили могут сами рассчитать поправки на трансляцию, но на это уйдет около получаса. При трансляции данных ошибку можно исправить за 10-15 минут. Раньше такой уровень точности был доступен только для тракторов и другой самоуправляемой с/х техники. В настоящее время этот тип управления транспортом распространяется на массовый рынок и становится доступным обычным пользователям.

«Платон» переведут на российские комплектующие

«Платон» — комплекс оборудования для взимания платежей с большегрузных авто снаряженной массой более 12 т. Система начала свою работу с ноября 2015 года. Ее оператором является ООО РТИТС. Для работы «Платон» задействует бортовые устройства с навигационным модулем Глонасс, которые применяются при оплате проезда. Часть собранных средств направляется в Дорожный фонд РФ и используется для поддержания функционального состояния дорожно-транспортной инфраструктуры.

До настоящего времени времени большая часть комплектующих для «Платона» закупалась у зарубежных поставщиков. Михаил Мишустин отдал указ о создании предложений по использованию деталей российского производства в бортовых устройствах, которыми оснащены большегрузные авто для взимания оплаты через «Платон». Распоряжение вице-премьера появилось на сайте Правительства РФ. Данное распоряжение касается Минпромторга и Росстандарта. Этим ведомствам необходимо в течение полугода предоставить правительству отчет с предложениями, как перейти на использование российских электронных компонентов и устройств. Информация о них должна быть внесена в Госреестр отечественной радиоэлектронной продукции.

Изготавливать детали начнут с января 2023 года. Запланированный годовой объем деталей — не менее 1490 миллионов единиц. Гарантийный срок эксплуатации устройств составит пять лет. При этом стоимость изделий не должна превысить 120% от цены аналога с трехлетним сроком службы.

Какие альтернативы есть у ГНСС

Система GPS используется с 1995 года, и с тех пор не утихают дискуссии по поводу ее безопасности. Даже появление других глобальных навигационных спутниковых систем не закрыло вопрос о потенциальной уязвимости данной технологии.

США и другие крупнейшие страны мира использует GPS в гражданских и военных целях. На сайте американского правительства сказано, что почти все новые объекты военного назначения снабжены GPS. Один из самых ярких примеров использования спутниковой навигации в военных целях — операция «Буря в пустыне», которая была организована США. Благодаря спутниковому определению координат повысилась точность бомбардировок, эффективность поисково-спасательных работ. Через спутник стало проще организовать передвижение техники и сухопутных войск. С тех пор прошло 30 лет, но GPS до сих пор удерживает лидерство и используется при планировании военных операций.

Уязвимости GPS

В 2018 году в правительственном докладе Великобритании был поднят вопрос об уязвимости применения GPS-навигации для координации военных объектов. Военные сигналы GPS оснащены защитным M-кодом. Эта технология основана на том, что спутник отправляет сигнал в зашифрованном виде. Он недоступен обычным пользователям и может быть расшифрован только устройствами, которыми пользуются военные.

Зашифрованные сигналы передаются на более высокой мощности. Это препятствует их глушению и дает защиту от помех, которые могут быть случайными или намеренными. Аппараты спутниковой навигации расположены на высоте более 20 тысяч километров. После отправки мощность сигнала постепенно падает. Пока сигнал достигнет земли, он сильно ослабевает, поэтому его легко заглушить. К ухудшению приема сигнала приводят сложный рельеф местности, неблагоприятные погодные условия, наличие на участке крупногабаритных зданий и сооружений.

Развитие спутниковой навигации

Зная преимущества и недостатки систем спутниковой навигации, разные государства стремились усовершенствовать данную технологию и внедрить ее в повседневную жизнь. Великобританией был организован проект Marinav. Его цель — улучшение работы британской морской инфраструктуры, создание надежных PNТ для морских судов и портов. В рамках проекта велось исследование наземных технологий PNT. Их задача — определение точного местоположения судов при их приближении к порту с погрешностью не более 10 метров.

Специалисты изучали различные технологии навигации на большие территории. Одной из таких технологий стала eLoran. Это усовершенствованная модель системы радионавигации Loran, которая была создана еще в годы II мировой войны. Технология была основана на том, что скорость распространения радиоволн равна скорости света. Радиоимпульс передавался на частоте 90-110 кГц каждые 0.5 секунды. На каждой станции устанавливались два излучателя сигнала. Расстояние между ними — 10 морских миль. Если корабль расположен на одинаковых отрезках от обоих передатчиков, то прием импульсов происходил одновременно и они совпадали по фазе. Если судно находилось ближе к северному передатчику, то сигнал достигал приемника быстрее, чем от южного передатчика. Если рассчитать разницу во времени приема сигналов от северного и южного передатчиков, можно определить местоположение корабля относительно каждого излучателя сигнала. Зная расстояние между ними, можно построить график и рассчитать координаты судна. Местонахождение корабля будет там, где сойдутся оси северного и южного передатчиков.

Как менялась технология

К концу 2000-х на смену Loran пришла технология eLoran. Она задействует те же частоты, однако сама работа построена иначе. Для охвата территории используются три датчика вместо двух. Они установлены на определенном удалении. Излучатели в совокупности транслируют восемь импульсов, каждый с перерывом в миллисекунду. Импульсы от всех передатчиков должны передаваться на одинаковой частоте, а это значит, что не получится транслировать сигнал в один и тот же момент. Сначала первый передатчик отправляет свою группу сигналов, потом второй, третий. Задержка времени, которая возникает перед отправкой импульсов с разных излучателей, называется задержкой излучения. Она появляется после завершения цикла групповых сигналов, после чего передача импульсов возобновляется.

Разработчики системы eLoran из компании Hellen Systems отмечают, что данная технология по многим параметрам превосходит GPS. К примеру, при отправке сигнал GPS имеет мощность 48. 8 Вт. Когда он дойдет до земли, мощность очень сильно уменьшается. Она станет равна одной миллионной от одной миллиардной ватта. У eLoran импульсы в пять млн раз сильнее GPS. Благодаря использованию низких частот радиоимпульсы eLoran могут обходить препятствия. Импульсы проникают в сооружения, под землю или под воду. У передатчиков eLoran дальность действия составляет 1162 км. Чтобы покрыть территорию, равную площади Британии, достаточно установить пять передатчиков.

В настоящее время отключенные передатчики Loran есть во многих странах Европы. Законсервированные станции также имеются в США, Канаде, Корее, Индии и других государствах. Специалисты Hellen Systems подчеркивают, что устаревшая инфраструктура нуждается в обновлении. Это связано с новыми требованиями, которые предъявляются к антеннам в тех зонах, где нужна устойчивая PNT без использования спутниковой связи.

Европейское космическое агентство оценило перспективы применения eLoran на территории Европы. Данная система навигации рассматривается как альтернатива системам спутниковой навигации и дополнение PNT от Galileo. В то же время специалисты подчеркивают, что eLoran не может использоваться как единственно возможная технология. Она может стать частью мировой PNT, которая включает в себя разные виды навигационных систем. Такой подход обеспечивает эффективность и стабильность предоставления геопространственной информации.

Спутники Глонасс-К прошли летные испытания

 

Компания ИСС объявила о завершении летных испытаний спутников Глонасс-К. Это аппараты последнего поколения, которые планируется вывести на орбиту для выполнения навигационных задач. Компания разместила информацию о завершении испытаний на своем канале YouTube. Как стало известно из видеоролика, государственная комиссия приняла соответствующее решение и теперь новые аппараты смогут занять свое место на орбите. Еще три спутника нового типа находятся в производстве. Их тестирование и запуск планируются на более поздний срок.

Технические особенности

Спутниковые аппараты Глонасс-К и Глонасс-К2 являются усовершенствованными моделями устройств предыдущей серии Глонасс-М. Функционал доработанных спутников позволяет им лучше справляться с задачами по определению координат. У Глонасс-М есть всего пять излучаемых сигналов. Модели К и К2 могут излучать соответственно семь и девять сигналов. Новые спутники рассчитаны на активное применение в течение 10 лет. У модели предыдущего поколения этот срок составляет семь лет.

В настоящее время глобальная система геопространственного определения координат Глонасс состоит из 26 аппаратов. Из них 23 спутника относятся к серии М, а остальные три — обновленные модели серии К.

Свои непосредственные функции по обнаружению объектов выполняют 23 аппарата. Один из спутников находится на техническом обслуживании, и еще два проходили тестирование перед выходом на орбиту. У более чем 50% оборудования системы Глонасс закончился расчетный срок службы, но спутники до сих пор находятся на орбите и выполняют свои функции. Для полноценной работы Глонасс, которая охватывает всю планету, необходимо 24 действующих спутника.

Перевозки автотранспортом

 

Автомобильные перевозки — самый популярный способ доставки грузов по территории страны. Компании, которые работают в данной сфере, постоянно совершенствуют качество обслуживания, предоставляют клиентам дополнительные преимущества. В частности, можно заказать экспресс-доставку, которая позволит в минимальные сроки организовать доставку товара получателю. При выполнении заказов перевозчики несут ответственность за сохранность имущества грузоотправителя. В случае непредвиденных ситуаций, которые произошли по вине транспортной компании, клиент может рассчитывать на возмещение убытков.

Преимущества

Автомобильный транспорт занял ведущие позиции в логистической индустрии благодаря своим многочисленным достоинствам:

  • На грузовой машине можно добраться до любого места, в том числе и до небольших населенных пунктов без ж/д и авиасообщения.
  • Автомобили меньше зависят от погоды и других факторов, что упрощает планирование маршрута.
  • Грузовой автотранспорт бывает разной подъемности и с разным типом кузова. Можно перевозить крупные сборные партии, тяжеловесные конструкции, сыпучие, жидкие, длинномерные грузы.
  • Благодаря сборным грузоперевозкам можно сэкономить на аренде отдельной машины. Услуга рассчитана на клиентов, которым нужно отправить одну единицу товара или небольшую партию.
  • Во время поездки грузы надежно закреплены, так что даже хрупкие вещи доезжают в целости и сохранности.

Как оформить заявку

Современная логистика позволяет экономить время заказчика на всех этапах сотрудничества. Для размещения заказа достаточно заполнить заявку онлайн. Клиенту предлагается указать характеристики груза, выбрать место назначение, срочность доставки. Если нужно перевезти крупное изделие, компания может предоставить грузчиков, которые погрузят товар в машину и разгрузят вещи после прибытия, поднимут их на этаж.

Перевозчики предоставляют большой перечень разных услуг:

  • доставка коммерческих партий товара
  • организация переездов
  • развоз продукции со склада по магазинам
  • доставка подарков и личных вещей по городу, региону, РФ

Рассчитать стоимость отправки товара и оплатить транспортные услуги можно онлайн. Заявки принимаются круглосуточно. Развитие индустрии автомобильных перевозок сделало жизнь россиян намного удобнее. Услугами активно пользуются не только юридические лица, но и население. Заказать грузоперевозки менее хлопотно, чем искать попутный транспорт и просить помощи у знакомых.

Льгота на ввоз праворульных авто продолжит действовать в 2022 году

 

13 сентября нынешнего года на сайте Правительства РФ появилась информация о продлении льгот на ввоз автомобилей японского производства с правым рулем. Льготные условия действуют для россиян, проживающих в ДФО. Праворульные машины из Японии пользуются немалым спросом у жителей Дальнего Востока, которые на протяжении многих лет закупают подержанный автотранспорт в Японии. Такие машины в обиходе называют «праворукими».

Именно их коснулось нововведение, которое связано с обязательной установкой навигационной системы Эра-Глонасс. С 2017 года в России действует правило об обязательном оснащении транспорта системой спутниковой навигации. Данная мера направлена на уменьшение смертельных исходов в результате аварий. Ситуация на дорогах страны остается напряженной: ежедневно в стране регистрируются сотни ДТП, в том числе и с гибелью людей. Благодаря спутниковой навигации можно быстро определить местонахождение ТС и направить туда бригаду спасателей, машину «скорой помощи». При аварии устройство может самостоятельно подать сигнал бедствия оператору или это сделает сам водитель, пассажир. Для отправки сигнала нужно просто нажать тревожную кнопку. Чем быстрее к месту происшествия прибудут спасатели, тем больше шансов помочь пострадавшим выжить в случае травм.

 

Какие распоряжения насчет праворульных машин?

Член комитета по транспорту В. Лысаков поделился с журналистами информацией о том, как нововведение будет действовать для владельцев праворульных авто. Как было известно ранее, мораторий на обязательное оснащение машин должен был завершиться к концу нынешнего года. Премьер-министр М. Мишустин вынес распоряжение о продлении моратория еще на один год, однако в новых правилах есть некоторые нюансы.

Временный порядок распространяется только на машины, владельцами которых являются жители ДФО или россияне, которые планируют переезд в этот регион. Послабления касаются лишь подержанного транспорта, который приобретен физлицом для личных нужд. В течение года в страну можно ввезти только одну машину с правым рулем.

 

Как россияне относятся к праворульным машинам?

Специалисты аналитического агентства «Автостат» проанализировали объем рынка машин с правым расположением руля. По последним данным, в августе нынешнего года такие автомобили занимали всего 7.6% от общего количества транспорта. На первый взгляд это небольшая доля, но есть определенные нюансы географического характера. Праворульные машины распространены неравномерно. В некоторых регионах их число ничтожно, зато в других такой транспорт занимает основную часть рынка. В первую очередь это относится к регионам, которые географически близки к Японии. К примеру, в городах Дальнего Востока более половины машин — автомобили японского производства с правым расположением руля. В Приморском крае эта цифра составляет 83%. Вот несколько показателей для примера. В Находке — самое большое количество праворульного автотранспорта по сравнению со всеми остальными городами. 86.8% автовладельцев пользуются машинами с правым расположением руля. Во Владивостоке аналогичная ситуация. 82.8% собственников транспорта выбрали для себя праворульные машины. Следом идет Уссурийск с показателем 81. 6% и Хабаровск с показателем 71.5%. Эти данные предоставлены аналитическим агентством «Автостат».

Распространенность праворульного транспорта накладывает отпечаток на развитие инфраструктуры. Во Владивостоке и других городах можно заметить два типа шлагбаумов на парковках. Благодаря этому водители леворульного и праворульного транспорта чувствуют себя одинаково комфортно.

На обслуживание японских авто ориентированы местные авторемонтные компании. На Дальнем Востоке и в Сибири развита сеть дилерских и сервисных центров, которые занимаются именно машинами японских марок. Если автовладелец пересядет на «европейца» или машину отечественного производства, с высокой вероятностью могут возникнуть сложности с поиском запчастей.

По мнению специалистов, продление моратория на установку Глонасс полностью отвечает интересам местных автомобилистов. Чтобы установить модуль навигационной системы, потребуется заплатить до 30 тысяч рублей. Если прибавить к этим расходам растаможку, цена машины сильно увеличится. Это не единственная проблема, которая мешает внедрению Эра-Глонасс. На Дальнем Востоке недостаточно сервисных центров, которые имеют аккредитацию на проведение работ по установке модуля навигации на ввозимый транспорт.

 

Все дело в погоде

Сибирь и Дальний Восток — регионы со сложными климатическими и дорожными условиями. Далеко не любой транспорт подойдет местным автовладельцам. Праворульные машины практически во всех случаях оснащены полным приводом. Речь не только о джипах, но и минивэнах, легковых седанах. Это настоящие вездеходы, которые обеспечивают комфортную езду при любой погоде. Именно поэтому местные жители стремятся обзавестись «японцем», а не европейским транспортом. Машины из Японии выбирают люди, которые увлечены охотой и рыбалкой, кому много приходится ездить по региону.

Такие автомобили обладают не только высокой проходимостью, но и безопасностью. У праворульных авто усилены стойки и рамный каркас. В случае аварии это уменьшит рискм травмирования людей внутри салона. Если руль находится справа, то водитель оказывается со стороны тротуара, то есть нет риска случайно оказаться под колесами другой машины в случае аварии. Конечно же, если в салоне находятся пассажиры, то их риски становятся выше из-за расположения пассажирского сиденья со стороны проезжей части.

Надежность японских машин известна далеко за пределами страны. Даже при интенсивной эксплуатации в течение 7-8 лет автомобили работают без нареканий, несмотря на сложные погодные условия. Что касается аналогов других марок, они могут доставлять немало хлопот своим владельцам из-за регулярных поломок и необходимости постоянно тратить деньги на ремонт.

Стоимость — ключевой фактор, который сделал машины из Японии столь популярными. Даже с учетом растаможки подержанный японский автомобиль обойдется намного дешевле нового ТС, выпущенного в России.

 

Недостатки праворульных авто

Люди, которые привыкли ездить на леворульном транспорте, уверены, что привыкнуть к правому рулю непросто и придется переучиваться водить. На самом деле, по словам владельцев «праворуких» авто, привыкание идет довольно быстро. Нужно лишь приспособиться к переключению поворотников, так так они находятся на том месте, где у обычных машин дворники.

Из минусов праворульного транспорта на дорогах с правосторонним движением специалисты отмечают повышенную опасность обгона. При выезде на встречную полосу повышается риск аварийной ситуации. Чтобы чувствовать себя безопаснее, водители устанавливают дополнительные зеркала или камеры, благодаря которым улучшается обзор с левой стороны. Имеет значение и психологический фактор. При вождении машины с правым рулем автомобилист старается быть более внимательным и аккуратным. Такой подход снижает вероятность ДТП и уменьшает количество аварий.

Тем не менее, праворульные машины тяжело назвать безопасными для пассажиров. При столкновении со встречным автомобилем именно они получают серьезные травмы. Многие люди отмечают, что чувствуют себя некомфортно, когда приходится ехать на пассажирском сиденье праворульной машины.

Информация о количестве аварий с участием праворульного и леворульного автотранспорта отсутствует, так как органы ГИБДД не ведут подобную статистику. Пока нет точных данных, мы не можем привести доказательства повышенного уровня безопасности тех или других машин в зависимости от расположения руля.

Глонасс расширит сеть навигационных спутников

Руководитель предприятия «Информационные спутниковые системы» (ИСС) Н. Тестоедов поделился информацией о планах по развитию системы Glonass. Согласно утвержденной программе, до 2030 года планируется создать 13 спутников «Глонасс-К2». Эта аппаратура станет частью системы навигации, которая в настоящее время включает 23 спутника. Аппараты будут работать на новых стандартах частоты, а также планируется усовершенствовать наземные средства измерения. Эти меры направлены на повышение точности и стабильности работы системы Глонасс.

ИСС — единственное в России предприятие, которое занимается разработкой и производством космических аппаратов для навигации. Компания начала свою деятельность более 50 лет назад. В настоящее время ведутся работы по производству четырех устройств последнего поколения. Первый спутник будет выведен на орбиту уже в следующем году.

Н. Тестоедов отметил, что при создании аппарата возникли некоторые сложности в работе бортовой математики. Специалисты компании были готовы к подобной ситуации, так как она является типичной при разработке спутниковых аппаратов. «Глонасс-К2» отличается от спутников предыдущего поколения расширенным набором функций, что повышает требования к оборудованию. Работа внутренней математики должна быть согласована со всеми системами, а это увеличивает объем опытно-конструкторской работы.

До конца года предприятие завершит изготовление трех спутниковых аппаратов, однако их запуск пока не планируется. В данный момент система навигации включает достаточное количество аппаратуры, которая полностью справляется с поставленными задачами. Один из аппаратов нового поколения проходит летные испытания перед запуском на орбиту. Уже через несколько месяцев он начнет выполнять свои функции совместно с другими устройствами навигационной системы Глонасс.

Глонасс стал частью международной поисково-спасательной системы

Холдинг «РКС» объявил о внедрении навигационных спутников нового поколения в международную систему поиска и спасения Cospas-Sarsat. Она предназначена для обнаружения морских и воздушных судов, потерпевших аварию. Благодаря аварийным маякам, которые установлены на транспортном средстве, можно через спутник отследить точное место, где случился инцидент, и выслать помощь.

Cospas-Sarsat расшифровывается как Search and Rescue Satellite-Aided Tracking. Данная система появилась в 1977 году. В ее создании участвовали несколько стран, в числе которых Советский Союз, Канада, Франция и США. Через пять лет, в 1982 году, на круговую орбиту был запущен первый спутник. Запуск космического аппарата произошел в СССР с космодрома Плесецк. Спутник получил название «Коспас-1». В этом же году, в период летных испытаний спутника, он был задействован для первой в истории спасательной операции. В провинции на западе Канады под названием Британская Колумбия из-за плохой погоды потерпел крушение легкомоторный самолет. Судно врезалось в гору, из-за чего было повреждено все оборудование. Несколько человек выжили в аварии, но у них не было возможности связаться со спасателями, так как вся аппаратура вышла из строя.

Ситуация разрешилась благодаря аварийному маяку, который помог определить точное местонахождение самолета. В тот день удалось спасти троих людей.

С течением времени другие государства также присоединились к проекту. В их числе — Великобритания, Норвегия, Индия, Италия, Голландия, Австралия и многие другие страны. В настоящее время в программе участвуют 44 страны. Четверо из них отвечают за космический сегмент, двадцать девять — за наземный. Некоторые государства являются пользователями системы.

С 1985 года система Коспас-Сарсат начала использоваться официально,  а в СССР она была введена в эксплуатацию в 1987 году.

Для работы системы спутникового мониторинга требовалось не менее четырех аппаратов. В космосе находились французские, американские и советские спутники. После распада СССР Россия продолжила свое участие в проекте. В 1998 году были запущены новые аппараты, которые работают на геостационарных орбитах. Благодаря этому удалось существенно улучшить качество работы системы. Если раньше для обнаружения аварийного судна требовалось до двух часов, то сейчас результаты поиска были известны через 10 минут.

С 2004 года радиокомплексы стали оснащать GPS приемниками и устройствами охранного оповещения.

 

Как менялась работа системы

Первоначально аварийные маяки передавали сигнал на частоте 121.5 и 243 Мц. С 2009 года такие передатчики перестали использовать в связи с их устарением и техническими недостатками. Старые аварийные радиобуи давали нестабильный сигнал с помехами, что мешало добиться максимальной достоверности определения координат судна. Постепенно устаревшая аппаратура была выведена из эксплуатации и заменена на более современные аппараты. Они работают на частоте 406 Гц и определяют местоположение с высокой точностью. Она составляет всего 1-2 км.

Благодаря спутниковой поисковой системе за годы ее существования удалось спасти более 50 тысяч человек.

Модернизация аварийных маяков затронула их функционал. Радиобуи нового поколения способны включаться и передавать информацию еще до падения воздушного судна. Это помогает обнаруживать самолеты, которые потерпели аварию в безлюдных районах. Даже если маяк будет разрушен при ударе о землю, можно будет отследить то место, где пропал сигнал. Это помогает спасателям найти воздушное судно за короткое время.

 

Коспас-Сарсат для нужд судоходства

Совершенствование работы поисково-спасательной системы имеет важное значение не только для авиации, но и судоходства. Это особенно актуально в нынешнее время в связи с ситуацией в Арктике. После того, как российскими учеными были исследованы шельфы, они были признаны российской территорией, как и та часть, которая раньше находилась подо льдом. США и другие страны убеждены, что Северный морской путь (СМП) не должен контролироваться только РФ, а стать местом общего пользования.

Активное таяние ледников в этой зоне приводит к увеличению количества перевозок по морю. Этот вопрос решается на государственном уровне. По мнение В. В. Путина, в ближайшее время можно наладить круглогодичное движение по СМП. Уже в будущем году планируется наладить морское транспортное сообщение , чтобы доставлять грузы из СПб во Владивосток. К 2030 году объем грузоперевозок по СМП увеличится до 100 миллионов тонн. В связи с увеличением интенсивности судоходства важно обеспечить высокий уровень безопасности. Для этих целей в феврале нынешнего года «Роскосмос» запустил спутник серии «Арктика», который работает на высокоэллиптической орбите. Задача аппарата — отслеживать обстановку в акватории Северного морского пути.

Современное оборудование позволяет вести мониторинг погодных условий и находить суда, которые терпят крушение. Отличительной чертой новых аппаратов, разработанных холдингом «Российские космические системы», является максимально высокая точность определения координат. Кроме передачи сигнала об аварии, радиокомплекс обеспечивает обратную связь. Команда аварийного судна может отследить информацию о том, что сигнал принят и помощь скоро прибудет. В этом заключается инновационность аварийных маяков нового поколения.

По словам представителей холдинга «РКС», новая аппаратура совместима с космическими платформами разного типа. Чтобы предотвратить замедленную передачу и потерю связи, попадание в «слепые зоны», космические аппараты будут функционировать на средней орбите. Ее высота составляет около 20 тысяч километров. Такой подход гарантирует непрерывность сигнала бедствия и существенно увеличивает зону мониторинга по сравнению с низкоорбитальными аппаратами. Благодаря этому повышается эффективность работы поисково-спасательной  системы Cospas-Sarsat.

Объединение навигационно-информационных комплексов в регионах с ГАИС “ЭРА-ГЛОНАСС” обеспечит ускорение реагирования на нарушения при пассажирских перевозках и транспортировке опасных грузов

Согласно правительственному приказу № 2216 с начала осени текущего года все, кто занимается пассажирским извозом и доставляет представляющие опасность грузы, обязаны оборудовать свой транспорт устройствами спутниковой навигации, чтобы передавать посредством ГАИС “ЭРА-ГЛОНАСС” сведения о перемещении авто в Федеральную службу по надзору в транспортной сфере России.

В таком случае по решению российских регионов данные о перемещении транспортных средств могут ретранслироваться в единые навигационно-информационные комплексы данных регионов. Это станет обеспечением неизменности схем текущего отслеживания работы транспорта на местах и поможет увеличить скорость проявления реакции на случаи несоблюдения ПДД в таких отраслевых сегментах, связанных с высоким риском, как транспортировка пассажиров и представляющих опасность грузов.

Инфраструктурные элементы государственной автоматизированной информационной системы “ЭРА-ГЛОНАСС” кроме обеспечения ускоренного проявления реакции в наши дни обладают расширенным потенциалом применения в ходе разработки умных транспортных комплексов в регионах страны.

Сегодня в нескольких регионах России функционируют единые региональные и муниципальные навигационно-информационные комплексы, обеспечивающие аккумуляцию огромного количества сведений, которые поступают из разных систем навигации. На данный момент завершено тестирование интеграции государственной автоматизированной информационной системы “ЭРА-ГЛОНАСС” по меньшей мере с двумя десятками региональных навигационно-информационных комплексов (в частности Ленобласть, Омск и обл., Калуга и обл., прочие части страны), остальные пятнадцать комплексов пока проверяются на качество соединения. Акционерное общество “ГЛОНАСС” продолжает прием заявок от субъектов страны для тестирования информационной интеграции с местными комплексами по ретрансляции сведений из государственной автоматизированной информационной системы “ЭРА-ГЛОНАСС” согласно вышеупомянутому правительственному приказу на почтовый ящик rnis2216@aoglonass.ru.

Оценка “big data”, перенесенных в региональные навигационно-информационные комплексы, даст властям регионов возможность принятия связанных с управлением решений для результативной оптимизации инфраструктурных элементов в сфере транспорта, в частности выбора надежных направлений перемещения автобусной техники, развозящей пассажиров и школьников, авто, доставляющих представляющих опасность грузы, прогнозирования и корректировки обстановки на дорогах в разных частях страны в целом.

Наряду с технологическими решениями требуется развитие и парковочных инфраструктурных элементов или как относятся участники рынка к подсоединению датчиков работоспособности к тахографам?

 

Как известно, не так давно транспортное ведомство инициировало подключение к тахографам устройств отслеживания работоспособности автомобилистов. Они будут контролировать уровень его усталости и исходя из этого или потребуют сделать остановку и отдохнуть, или позволят вести машину максимально допустимое время, вплоть до 12 ч. в сутки. Участники рынка перевозок грузов автотранспортом рассказали, что они думают по поводу такой инициативы.

В Министерстве транспорта предполагают, что системы отслеживания работоспособности водителей обеспечат заметное снижение числа аварий на дорогах и, соответственно, повышение уровня безопасности движения в общем и безопасности грузоперевозок в частности.

Как отмечается в пояснении к представленному проекту закона, учитывая международные статистические данные, в 20-30% от всех аварий их причиной выступала утрата работоспособности автомобилиста, в связи с чем возникает необходимость принятия властями мер, призванных снизить количество аварийных ситуаций по этой причине. Использование устройств контроля состояния работоспособности автомобилистов на маршруте движения обеспечит властям возможность снижения числа жертв в ДТП и, следовательно, потерь на 350-530 миллиардов руб.

По словам технического руководителя транспортной организации Delko В. Смирнова, предложение он и его коллеги считают довольно разумным. Но с учетом актуальной организации дорожного движения в РФ определяющим фактором, оказывающим влияние на безопасность, выступает дефицит, а зачастую и отсутствие парковочных инфраструктурных элементов. Автомобилист и рад бы сделать остановку для отдыха, но не может сделать это с соблюдением требований безопасности.

Эту позицию разделяет и руководитель отдела стратегии и цифровой информации группы компаний “CRAFTER” Е. Кизилов. Он утверждает, что дорожные инфраструктурные элементы не адаптированы к тому, чтобы водитель большегруза мог в нужное время сделать остановку для отдыха. Он обязан в любой ситуации добраться до разрешенной специально оборудованной парковки для грузовиков. Остановка с грузом вблизи запрещенной парковки либо вдоль дороги мягко говоря небезопасна.

Из вышеупомянутого проекта закона можно понять, что при фиксации системой предельных показателей, указывающих на значительное снижение работоспособности и невозможность дальше безопасно вести машину, автомобилист обязан тут же сделать остановку и отдохнуть. В любом случае, о точных сроках, которые предоставляются на поиск парковочного места, в законопроекте ничего не говорится.

Вместе с этим в противоположной ситуации, когда система не установит, что автомобилист утратил работоспособность, он сможет не только ехать дальше, но и превысить нормативы по времени работы.

Как отмечается в тексте проекта закона, увеличенное время вождения не может превышать показателей, регламентированных ПДД, согласованных правительственным постановлением. При этом в Правилах дорожного движения в некоторых ситуациях разрешается вести машину 12 ч.

По словам представителя группы компаний “CRAFTER” Е. Кизилова, автомобилистам в любой ситуации находиться за рулем свыше 12 ч. очень непросто.

Он подчеркивает, что 12-часовое вождение без перерыва изнуряет автомобилиста. Хотя, разумеется, есть водители, готовые продолжить движение. Однако сегодня уже ни одна большая организация не станет подвергать риску здоровье своих сотрудников, целостность груза, транспорта и безопасность на трассе.

В его компании, поясняет Кизилов, контролировать соблюдение режима труда и отдыха позволяет оснащение всего автопарка телеметрической системой. Помимо этого, каждый автомобилист в рейсе выполняет определенный маршрут, учитывающий время в пути, остановок, сна, отдыха.

По словам специалиста, машины привлекаемого автомобильного парка с отсутствием подключения к телеметрической системе его организации отслеживаются перевозчиками, с которыми ведется сотрудничество. Обычно они настолько же серьезно относятся к безопасности транспортировочного процесса и здоровью своих сотрудников.

Как отмечает В. Смирнов, рассказывающий об обеспечении контроля за работоспособностью водительского состава в Delko, в организации разрабатываются методы дистанционного контроля за соблюдением автомобилистом режима труда и отдыха с использованием инструментов спутникового мониторинга. Однако пока в условиях многодневного рейса очень часто соблюдение режима труда и отдыха контролировать приходится самому водителю.

Контролеры Delko регистрируют нарушения уже по факту приезда автомобиля в гараж посредством оценки полученных с карты тахографа сведений, продолжает эксперт. При обнаружении нарушений согласно актуальным законам осуществляется служебное разбирательство и проводятся необходимые профилактические мероприятия.

При этом в пояснении к проекту закона отмечается, что действующие в настоящее время нормативы труды и отдыха базируются на среднестатистических значениях и не учитывают персональные особенности организма конкретного водителя. Системы же отслеживания, по зрачку определяющие уровень утомленности водителя, обеспечивают возможность корректировки данных нормативов именно исходя из его реального психофизиологического состояния.

Транспортное ведомство инициирует подключение датчиков к тахографам.

Как пояснили в Минтрансе, выступая метрологически поверенным измерительным устройством, тахограф фиксирует время вождения машины и время отдыха водителей с повышенной точностью, а применение средств криптозащиты данных позволит сохранить персонифицированные нормативы в защищенной памяти бортового оборудования, а также контролировать их соблюдение с привязкой к определенному водителю на базе применения индивидуализированных карт тахографа.

По оценкам ведомства, средства отслеживания работоспособности водителей вместе с работами по их монтажу и техобслуживанием на протяжении 3 лет обойдутся в 25000-80000 руб.

Итак, если ориентироваться на автопарк из ста большегрузов, отмечают в “Авто-ПЭК”, дополнительные издержки на протяжении 3 лет составят 2,5-8 миллионов руб. По подсчетам представителей этой организации, при минимальных издержках в 25000 руб. затраты в месяц на каждый большегруз достигнут 1000 руб.

Как подчеркивает гендиректор “Авто-ПЭК” Д. Иевлев, издержки на внедрение являются дополнительной финансовой нагрузкой. Для малых предприятий они и вовсе могут стать неподъемными. Вот почему разумным выходом из ситуации будет предоставление рассрочки на оборудование и прочие связанные с системой издержки.

Между тем, в группе компаний “CRAFTER” отмечают, что пока не удается найти ответ на вопрос, необходима ли замена тахографов либо системы отслеживания будут подсоединять к уже работающему оборудованию.

При этом в организации считают, что внедрение новых датчиков едва ли приведет к значительному повышению стоимости транспортного обслуживания, хотя не отрицают, что разговоры о корректировке тарифов однозначно будут.

По мнению представителя группы компаний “CRAFTER” Е. Кизилова, внедрение систем отслеживания, разумеется, будет связано с дополнительными затратами, так как все издержки по переоборудованию автомобильного парка будут нести перевозчики, которые и так испытывают немалую финансовую нагрузку: повышается стоимость горючего, обслуживания автомобильного парка, происходит индексация водительских зарплат. Сказать, как отреагируют перевозчики, непросто, однако обязательное внедрение новых систем, разумеется, может стать еще одним поводом для разговоров о корректировке тарифов.

В то же время в Delko обращают внимание на иной фактор: повышение тарифов может стать причиной не столько установки дополнительного оборудования, сколько необходимости привлечения большего количества водителей в целях обеспечения требуемых темпов перевозки груза.

Ведь сильного повышения темпа доставки не случится, рассуждает представитель организации. Без нарушения режима труда и отдыха и в условиях плотного движения на однополосных автодорогах скорость перевозки небольшая и не всегда соответствует ожиданиям владельцев груза.

Чтобы увеличить скорость транспортировки груза, где это будет возможно, нужно рассматривать варианты использования беспилотных транспортных средств и мультимодальных перевозок, продолжает он.

Сомнения в том, что предложение транспортного ведомства по оборудованию большегрузов системами отслеживания работоспособности водителей может повысить скорость перевозки грузов, есть у группы компаний “CRAFTER”. По словам представителя организации, скорость транспортировки груза зависит от средней скорости прохождения маршрута. Водитель однозначно будет делать остановки, чтобы пообедать, заправиться, отдохнуть. Его ночной сон должен составлять не менее 8 ч. На среднюю скорость данное предложение, вероятнее всего, не окажет никакого влияния.

В транспортных организациях тоже отмечают, что при претворении в жизнь данного проекта нужно предпринять все необходимые меры для обеспечения безопасности процесса подсоединения систем к тахографам.

Е. Кизилов отмечает, что подсоединение к закрытой системе внешнего оборудования повышает риск нарушения целостности информации в тахографе. В разрезе цифровой безопасности – это риск.

Важно помнить и о существовании недобросовестных мастеров. Поэтому следует каким-то образом исключить вероятность блокировки либо искажения передаваемых к тахографу данных, дополняет В. Смирнов.

В общем, как планирует транспортное ведомство, системы отслеживания работоспособности водителей необходимо устанавливать в большегрузах от 3,5 т., автобусах (за исключением выполняющих международные рейсы), такси. Если предложение будет одобрено, проект, как предполагается, начнут реализовывать 01.03.23 г.