Продажи большегрузного автотранспорта, наконец-то, стали увеличиваться

 

По результатам последнего зимнего месяца продажи большегрузного автотранспорта увеличились на 5,3%, сообщается в отчете агентства аналитики “Автостат”. При этом позитивная динамика на рынке регистрируется после 4-месячного падения и, в том числе, после 2-кратного падения в январе.

До февраля последним и, к слову, единственным месяцем во время распространения коронавируса, когда продажи большегрузного автотранспорта в РФ увеличивались, был сентябрь. В то время рынок окреп практически на 15%, хотя до и после него в связи с возникшей в результате пандемийных ограничений кризисной ситуацией регистрировалось лишь падение.

Исключительными месяцами можно назвать, разве что, январь и февраль 2020 г., но в то время эпидемия, уже разразившаяся в КНР, до России в полной мере еще не дошла.

Итак, в 2020 г. по продажам грузовых автомобилей положительными стали лишь 3 месяца, а в общем, по годовым результатам, рынок потерял около 7,3%. Этот год тоже стартовал с падения, причем с очень даже заметного – минус 15,9%.

После этого падения смена динамики в конце зимы с “-” на “+” еще больше впечатляет: в последний зимний месяц было реализовано на 1000 грузовиков больше, чем в предыдущий месяц.

Для справки: каждый месяц удается продать, как правило, около 5000-7000 грузовых автомобилей.

Однако заявлять о явном позитивном тренде еще рано. Так, к примеру, после заметного роста в сентябре 2020 г. рынок сразу же вновь стал сдавать позиции.

В настоящее время, по экспертному мнению, причинами повышения спроса могли стать ожидаемое увеличение утилизационного сбора, точные сроки которого, однако, сейчас не называются, информация об исчерпании средств господдержки по программам кредитования, в то время как господдержка предполагает и льготный лизинг, и проч.

Однако к пандемийным ограничениям рынок тоже уже относительно адаптировался. Как заявил в интервью “Автостату” руководитель по маркетингу и рекламе ПАО “КамАЗ” А. Арутюнян, в текущем году уже можно говорить об умеренном увеличении продаж грузовиков, хотя на стремительное восстановление рынка с учетом актуальной экономической обстановки, которая оставляет желать лучшего, рассчитывать все еще не стоит.

Если опять же рассмотреть февральские итоги, то самыми внушительными темпами может похвалиться “МАЗ” (Белоруссия): по сравнению с 2020 г. число реализованных грузовиков выросло в два раза. При этом по результатам предыдущего месяца данный бренд тоже демонстрировал в РФ самые высокие темпы продаж.

Отметим также, что из иностранных автопроизводителей, кроме “МАЗа”, в число брендов с позитивной динамикой вновь вошла Scania (аж плюс 46,8%), в то время как по результатам 2020 г. все марки Европы оказались в упадке.